+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.12.2021 15:21:26
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Транспортно-логистические компании не виноваты в повышении цен на продукты питания

За 2021 год цены на дизель на заправочных станциях Москвы и Санкт-Петербурга, по наблюдениям экспертов, выросли почти на 20%. Есть вероятность того, что сразу после Нового года топливо опять подорожает. При этом грузоперевозчиков обвиняют в том, что они якобы необоснованно повышают тарифы на свои услуги, из-за чего в итоге дорожают продукты питания. РЖД-Партнер попробовал разобраться в ситуации, пообщавшись с генеральным директором транспортной компании «Авто-ПЭК» Дмитрием Иевлевым.
Транспортно-логистические компании не виноваты в повышении цен на продукты питания
– На Ваш взгляд, грузоперевозчики хоть как-то виноваты в сложившейся ситуации?

– Транспортно-логистические компании – не виновники ситуации. С начала 2021 года в среднем по рынку тарифы на автоперевозки выросли на 15-20%, в зависимости от направления и условий доставки. Но себестоимость автомобильных грузоперевозок за год выросла еще сильнее – как минимум на 20%. Причем сразу несколько факторов подтолкнуло вверх затраты транспортных компаний. Первый и самый ощутимый – это рост розничных цен на дизельное топливо. Расходы на ДТ составляют до 35% себестоимости перевозки. С начала года, по разным оценкам, дизель в среднем по стране подорожал на 20%. Еще один фактор – рост стоимости новых транспортных средств. По данным Russian Automotive Market Research, за 2021 год грузовики подорожали на 26%. Цены на шасси увеличились на 15-20%, а стоимость кузовов-фургонов выросла на 10-15%. Повлияло также и увеличение стоимости металла. Например, средняя цена алюминия в мире подросла с $2004 за тонну в январе 2021 года до $2934 за тонну в октябре 2021 года, об этом сообщал Всемирный банк. А летом у ведущих производителей наблюдались еще и перебои с поставкой автокомпонентов. Но, несмотря на рост цен, возник дефицит новых грузовиков. Дилеры основных производителей принимают заявки на поставку с отсрочкой в шесть месяцев. В таких условиях обновлять автопарки перевозчикам стало сложнее и дороже.

– А индексация тарифа в системе «Платон» повлияла на себестоимость перевозок?

– Да. С февраля 2021 года тариф в системе «Платон» проиндексировали на 4%, он составил 2,34 рубля за 1 км. Это существенное увеличение, если учитывать масштабы крупных грузоперевозчиков. Например, в нашем автопарке 2500 транспортных средств. Из них 30% подпадают под действие системы «Платон», потому что их масса свыше 12 т. Ежедневный пробег всех транспортных средств «Авто-ПЭК» составляет несколько тысяч км по трассам. Причем до 70% всех маршрутов проходит именно по федеральным дорогам.

– Какие еще факторы сказались на росте тарифов?

– Повлиял также уход с рынка части перевозчиков. Это связано с отменой единого налога на вмененный доход с 2021 года. Переход на систему упрощенного налогообложения увеличил затраты транспортных компаний. Стоимость перевозки выросла также из-за введения ограничений на проезд грузовиков массой от 3,5 т по МКАД. А ведь столичный регион – это крупнейший логистический узел, через который ежедневно проходят десятки тысяч грузов. Ограничения вынудили перевозчиков перестраивать работу с учетом действия «дневных» и «ночных» пропусков, заново продумывать маршруты движения. Это стало причиной роста затрат на доставку.

– Крупные транспортные компании стремятся оптимизировать издержки, чтобы сдержать рост тарифов. Какие решения для этого приняли непосредственно в «Авто-ПЭК»?

– Мы внедрили технологию «круговых рейсов». Пока тягач с прицепом находится в пути, на складах в конечных точках маршрута уже загружают прицепы для обратных рейсов.

Происходит перецепка, замена водителя, после чего грузовик снова отправляется в рейс. Впрочем, какие бы меры по оптимизации перевозчики ни принимали, их возможности ограничены. Например, тарифы «Авто-ПЭК» выросли на 15-20% на уровне среднерыночных показателей. Прежде всего, на низкомаржинальных спотовых маршрутах.

– Способно ли правительство РФ заставить топливные компании умерить аппетиты? И если да, то какими средствами?

– Основной фактор повышения тарифов автоперевозчиков – постоянно растущая стоимость дизельного топлива. Государство, безусловно, может влиять на этот показатель при помощи различных инструментов. Например, налогового регулирования. Сейчас в цене топлива около 60% приходится на НДС, акциз и налог на добычу полезных ископаемых – это данные специалистов Пермского государственного национального исследовательского университета. Соответственно, снизить цену можно, если уменьшить размер налога с условием соответствующего снижения отпускных цен. Сейчас для сдерживания цен на топливо применяется демпфер – механизм, смягчающий колебания цены товаров на внутреннем рынке. С 2019 года, если цены на международных рынках растут, российские нефтяные компании получают из федерального бюджета компенсацию в размере суммы, которую они теряют, не поднимая цен в России. В 2021 году механизм дважды корректировали. Сейчас индикативная цена снижена до 52,3 тыс. рублей за 1 т бензина. Это значение действует до 1 января 2022 года. В Минтрансе РФ подсчитали, что без демпфера цена бензина на АЗС была бы на 10 рублей выше.

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions