– Как можно охарактеризовать текущую ситуацию на рынке перевозок сборных грузов в России? Какие тенденции, проблемы волнуют участников более всего?
– Сегодня рынок сборных грузоперевозок в России остается достаточно стабильным, но при этом продолжается перераспределение объема между игроками. С чем же это связано? После череды банкротств прошлых лет многие грузовладельцы пробуют найти своего оператора с идеальным соотношением цены и качества. Немаловажным фактором перераспределения объемов стала ужесточившаяся политика государства в части взимания НДС. Крупнейшие операторы сборных грузов начали получать предписания о возврате недоимок по налогу на сумму с девятью нулями. Крупные грузовладельцы, в свою очередь, стали более щепетильно выбирать партнеров, опасаясь претензий со стороны налоговых органов к недобросовестным подрядчикам.
К сборным грузоперевозкам также относятся пулинговые доставки – консолидация грузов на хабе LTL-оператора и прямая отправка в магазины федеральных сетей или в их распределительные центры. Увеличение показателей в данном сегменте объясняется расширением крупных сетевых ритейлеров в регионах. Тенденция будет сохраняться, если сети продолжат замещать мелких и средних региональных игроков, которые в большинстве своем пользуются сервисом сборных грузов. Таким образом, может произойти снижение объемов LTL-доставок, но увеличение доли пулинговых перевозок. При этом с ростом объема магистральной части возможен вариант перехода сетей на инсорс-логистику по примеру «Метро Групп», что существенно снизит объемы рынка LTL.
–
Рост интернет-торговли оказывает положительное влияние на рынок?
– Безусловно. Но и в этом сегменте есть разнонаправленные тенденции. С одной стороны, рост грузопотока в сегменте e-commerce очевиден, с другой – рынок диктует потребность в увеличении скорости доставки получателю. В связи с этим магистральные перевозки в крупные города все чаще переходят в сегмент полных траков (FTL), а LTL наращивает свое присутствие в транспортировках из крупных региональных хабов до средних и маленьких городов.
– В каком направлении следует ожидать изменения вектора развития перевозок в этом грузовом сегменте?
– Рынок сборных перевозок в России, как и транспортная логистика в целом, сейчас переживает переломный этап. По моему мнению, есть три основных вектора изменений отрасли.
Во-первых, появление новых механизмов проверки налоговыми органами операторов сборных перевозок. Проводить контроль, на мой взгляд, было бы эффективно с помощью усовершенствованных алгоритмов анализа с применением данных от системы «Платон», электронного документооборота и др. Следствием этого должно стать обеление рынка и отказ от серых схем, что приведет перевозчиков к честной конкуренции, новым инвестициям в развитие и росту тарифов.
Во-вторых, появление агрегаторов сборных перевозок и консолидация под зонтичными брендами мелких и средних игроков позволит им конкурировать на равных условиях с крупными операторами.
И в-третьих, широкое распространение IT-сервисов в части онлайн-отслеживания грузов, массового внедрения электронной транспортной накладной и т. д. Сейчас это стало возможным с появлением недорогого мобильного интернета и смартфонов у водителей. Это позволит перейти на качественно новый уровень сервиса, сократит затраты на документооборот и возврат оригиналов сопроводительных документов, а также будет способствовать сокращению сроков оплаты услуг перевозчиков.
– А может ли государство помочь транспортникам расширить этот рынок? Какие меры могли бы положительно на него воздействовать?
– Одной из нерешенных проблем в перевозках сборных грузов остается вопрос с оборотом алкогольной продукции. Сейчас транспортировку крепких напитков в рамках закона можно осуществить только полными машинами с несколькими точками загрузки и выгрузки. Поэтому легально перевезти алкоголь в составе сборных грузов невозможно, так как данный способ доставки всегда связан с перевалкой на кросс-док. Росалкогольрегулирование занимает жесткую позицию в вопросе перевалки и консолидации такого товара через кросс-докинговые склады. По мнению регулятора, выгрузка на нелицензированный склад незаконна вне зависимости от времени нахождения на нем груза. Если попытаться исключить из цепочки поставки этап, связанный с перевалкой груза на кросс-доке, и реализовать модель с перегрузкой товара напрямую из машины в машину, то она окажется экономически неэффективной. Так или иначе, возникает большое количество мелких возвратов от получателей груза (пересорт, излишки), которые придется доставить на склад грузоотправителя в почти пустой машине, ведь консолидация с другими возвратами на кросс-доке невозможна при такой схеме.
Послабления в этой сфере позволили бы большему числу законопослушных перевозчиков принимать участие в транспортировках крепкого алкоголя и сделать этот сегмент более конкурентным. Сейчас это вотчина серых схем и уловок, но, надеюсь, временно.
Беседовал Алексей Лебедев
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.