• Ставка на полувагон
    2321
    32.2 %
    руб./сут.
    ноябрь 2021
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2021Г. - 59 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 74.89 -0.09 EUR ЦБ РФ 84.82 0.34
    BTC 57476.88 usd BTC 4260761.11 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
23.11.2021 14:06:32
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Уголь на экспорт или на ТЭЦ?

Добыча угля в РФ в январе – октябре этого года выросла на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 359,572 млн т) и в октябре – на 9,9% (до 39,8 млн т). Но сегодня в связи с ростом цен на газ на мировом рынке увеличивается и стоимость угля, как следствие – растут объемы его экспорта из России. Это привело к сбою ритмичности погрузки угля в адрес российских ТЭЦ.
Уголь на экспорт или на ТЭЦ?
Взлетающий экспорт

По данным Центрального диспетчерского управления ТЭК (ЦДУ ТЭК), добыча угля в РФ в январе – октябре этого года выросла на 9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 359,572 млн т), в октябре – на 9,9% (до 39,8 млн т).

На сегодня более 90% всей погрузки угля сконцентрировано на территории, обслуживаемой четырьмя железными дорогами: Западно-Сибирской (65% всей сетевой погрузки угля), Красноярской (14%), Восточно-Сибирской (около 8%) и Дальневосточной (менее 5%). В России основными потребителями угля на внут­реннем рынке являются электростанции и коксохимические заводы. Крупнейшие производители – АО «СУЭК», АО «УК «Кузбассразрезуголь», АО «ХК «СДС-Уголь», ООО «ЕвразХолдинг», ОАО «Мечел-Майнинг».

За январь – октябрь текущего года по сети было перевезено 309,3 млн т каменного угля – на 7% больше, чем в январе – октябре 2020-го. Но с экономической точки зрения роль угля в доходах ОАО «РЖД» более скромная.

Подъем цен на природный газ способствовал росту спроса на более дешевое топливо. Вследствие чего цены на уголь в Европе взлетели до максимума почти за весь последний год. Министр энергетики Николай Шульгинов заявил, что поставки угля из России в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) увеличились с начала года на 12% по сравнению с прошлым годом. Но при этом для обеспечения электростанций было поставлено 5,925 млн т, что на 9,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

ТЭЦ как пострадавшая сторона

Тепловые электростанции остаются в настоящее время основным поставщиком электроэнергии для единой энергосистемы страны. Начало текущего осенне-зимнего периода в этом году проходит на фоне восстановления экономики, роста электропотребления, увеличения нагрузок на оборудование. Минэнерго прогнозирует на осенне-зимний период рост потребления более чем на 3% и рост максимального потребления на 3 ГВт.

По данным Минэнерго России, процедура накопления и формирования этих запасов стандартизирована. В этом году накоплено около 16,5 млн т угля (200%). Но на сети РЖД сложилась следующая проблема: все грузоотправители хотят везти уголь на запад на фоне роста цен, что приводит не только к коллапсу на Северо-Западном полигоне сети, но и к переориентированию клиентов с внутреннего рынка на внешний. Как следствие, снижаются поставки на российские ТЭЦ. В этих обстоятельствах в кулуарах все чаще слышится обеспокоенность руководства монополии и, в частности, ЦФТО недогрузом в адрес теплоэлектростанций.

Так, представитель Первой грузовой компании (ПАО «ПГК») говорит о ряде сложностей, связанных в настоящее время с внутренней перевозкой угля на ТЭЦ. Во-первых, инфраструктурные ограничения и локальный дефицит полувагонов влияют на ритмичность погрузки угля в адрес ТЭЦ. Во-вторых, для бесперебойных поставок угля грузополучателям необходимо синхронизировать график завоза с производителями продукции. Сейчас этого нет, поэтому сроки доставки топлива могут растягиваться.

В-третьих, существующее количество выгрузочных площадок и локомотивов, обслуживающих подъездные пути ТЭЦ, недостаточно для тех объемов угля, которые нужны предприятиям. В результате вагоны вынуждены простаивать в ожидании выгрузки.

Переориентация требует корректировки

Важно отметить: вопрос, куда именно везти уголь, на экспорт или на внутренний рынок, сегодня является прерогативой грузоотправителей. Операторы исправно подают вагоны, но клиенты, учитывая сегодняшний уровень экспортных цен, грузят их на экспорт.

Как пояснили в СОЖТ, в части внутренних перевозок угля на ТЭЦ есть некоторые проблемы с обеспечением таких перевозок парком вагонов. Но это зависит не столько от операторов, сколько от грузоотправителей – угольных компаний.

Такая переориентация грузопотоков требует от компании дополнительной концентрации ресурсов. По словам главы ОАО «РЖД» Олега Белозерова, корректировка поставок угля для РЖД даже на 1% потребует задействовать дополнительно не менее 50 локомотивов, а также порядка 1 тыс. человек по всей транспортной цепочке. «В связи с этим для наиболее эффективного использования ресурсов и определения планов развития между РЖД и крупнейшими грузоотправителями необходимо установление взаимных обязательств по вывозу продукции», – отмечают в компании.

По итогам 10 месяцев 2021 года в адреса предприятий энергетики погружено 47,9 млн т угля со снижением к уровню прошлого года на 1 млн т, или на 2,1%. В ЦФТО отмечают, что ОАО «РЖД» уделяет пристальное внимание перевозкам каменного угля как основному драйверу роста погрузки грузов, при этом особое внимание уделяется поставкам топлива для организаций жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) и на объекты энергоснабжения. При этом одной из ключевых проблем, возникающей ежегодно в период отопительного сезона, по данным ЦФТО, является непредоставление операторами подвижного состава вагонов для вывоза всего заявляемого объема угля для нужд предприятий ЖКХ и энергетики.

Ранее начальник Красноярской магистрали Алексей Туманин уже призвал угледобывающие предприятия и собственников подвижного состава к изменению подходов к логистике в целях приоритетного обеспечения текущего отопительного сезона в Сибири и на Дальнем Востоке необходимым парком полувагонов. «Нам нужно объединить усилия для выполнения планов по созданию нормативного запаса твердого топлива, чтобы обеспечить безаварийное прохождение отопительного сезона в регионах с суровыми климатическими условиями», – подчеркнул А. Туманин.

Полную версию материала читайте в ближайшем выпуске журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions