География поставок
С 1 июля по 10 ноября 2023 года на экспорт отгружено 28,2 млн т зерна, включая 23,8 млн т пшеницы, 3,2 млн т ячменя, 1,2 млн т кукурузы. Это на 15% больше, чем в прошлом сезоне. Причем непосредственно по кукурузе рост составил почти 2,5 раза.
В лидерах по потреблению российского зерна остаются Египет и Турция. На третье место вышел Бангладеш. Далее следуют Алжир, Израиль, Саудовская Аравия, Йемен, Пакистан, Иран.
«В какой-то из сезонов Иран выходил на второе место по закупкам, даже обгонял Турцию. Причина [нынешнего] уменьшения объемов в основном в том, что у них поменялся режим конвертации, и льготный курс, который доставался зерновым поставкам, теперь отсутствует, действуют общие правила», – рассказал президент РЗС.
Тем не менее иранские импортеры являются лидерами по закупкам российской кукурузы.
Директор по развитию ГК «TransAsia Logistics» Аркадий Иванов отмечает, что Иран, а также соседние Ирак и Афганистан – крупный рынок, где население потребляет в большом количестве мучные изделия. Агропотенциал в зоне МТК Север – Юг к 2030 году оценивается до 30 млн т зерна. За счет расширения внешних рынков сбыта Россия может увеличить ежегодный объем экспорта зерновых до 107 млн т, в том числе около 70 млн т поставок могут обеспечить регионы Южного и Приволжского федеральных округов.
Потребление российской сельхозпродукции растет и на других континентах. Увеличивают импорт из РФ страны Латинской Америки. Если Бразилия в прошлом сезоне купила 141 тыс. т зерна, то в этом – 649 тыс. Мексика увеличила ввоз с 111 тыс. до 390 тыс. т.
Не почивать на лаврах
Несмотря на положительную динамику в поставках, ситуация не столь радужная. В сравнении с предыдущим сезоном количество экспортеров сократилось с 180 до 131. Когда в 2021 году в стране вводились экспортные квоты, в перечне поставщиков на внешние рынки числилось 243 компании.
«То есть мы активно сокращаем количество игроков на рынке. Что в этом хорошего можно усмотреть, не знаю, но плохое точно есть – снижение уровня конкуренции», – подчеркнул глава РСЗ.
Неравные условия наблюдаются в других вещах. «Очень сильные простои судов в Керченском проливе из-за досмотров при прохождении под Керченским мостом. Время досмотров резко увеличилось, вроде это завязано на безопасность. Но вдруг мы наблюдаем, что у каких-то отдельных компаний, которые отгружают по малой воде, все идет со свистом и простоев нет», – свидетельствует А. Злочевский.
Сказываются и инфраструктурные ограничения. По словам генерального директора «Деметра-Холдинга» Алексея Грибанова, сейчас на подходах к портам Черноморского бассейна не хватает мощностей по железнодорожной выгрузке.
Напомним, на этой неделе подписано концессионное соглашение, предусматривающее создание участка пути от ст. Тамань-Пассажирская до морских терминалов по перевалке агропродукции на Таманском полуострове. Его пропускная способность составит не менее 14 млн т. Реализация проекта ориентировочно займет 2–3 года.
Автор: Павел Белов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.