+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
18.02.2022 10:39:04
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Российские фермеры призвали отменить экспортную пошлину на зерно

Накануне состоялся XXXIII Съезд Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), где они потребовали отменить экспортную пошлину на зерно, чтобы снизить диспаритет цен на сельхозпродукцию и средства производства.
Как заявил президент АККОР Владимир Плотников, если оставить пошлину, то зерновое производство станет низкорентабельным, потеряются «прогрессивные завоевания, которые были последние годы».

Общие потери – более 200 млрд руб.

Накануне съезда в Госдуме РФ представили проект рекомендаций к парламентским слушаниям о госрегулировании системы ценообразования на продовольствие, согласно которым депутаты также рекомендуют правительству совместно с отраслевыми союзами АПК проработать вопрос о целесообразности отмены плавающей экспортной пошлины на зерновые либо внесения изменений в расчет ставок пошлины.

Председатель комитета Госдумы по аграрным вопросам Владимир Кашин заявил, что депутаты твердо ставят вопрос об отмене пошлины или снижении ее до минимума: «Тогда будет не такая большая сумма изыматься на килограммы зерна».

Россия с 2 июня 2021-го ввела в действие механизм зернового демпфера. В результате чего введена плавающая пошлина на вывоз из России основных зерновых культур, которая зависит от цены на мировом рынке. Размер пошлин рассчитывается еженедельно на основе ценовых индикаторов, основанных на ценах экспортных контрактов, которые регистрируются на Московской бирже. Кроме того, введен возврат уплаченных экспортерам пошлин на зерно обратно в сельское хозяйство.

По мнению Минсельхоза, такой механизм позволяет не допустить снижения доходности аграриев и объемов производства продукции АПК вследствие применения мер таможенно-тарифного регулирования. В том числе он создает необходимые условия для дальнейшего развития сферы переработки и отрасли животноводства. Кроме того, действие постоянного механизма плавающей пошлины должно было повысить предсказуемость и управляемость ситуации на рынке, а также снизить зависимость внутреннего рынка от мировой конъюнктуры.

По данным комитета Госдумы по аграрным вопросам, экспортные пошлины на зерно, масличные и подсолнечное масло принесли в федеральный бюджет свыше 91,9 млрд руб. в прошлом году. Взимание пошлины «привело к существенному снижению рентабельности сельскохозяйственного производства», при этом какого-либо влияния на продовольственную инфляцию принятые меры не оказали.

Владимир Кашин ранее заявил, что у аграриев изымается в виде пошлины 7 руб. с каждого килограмма отправляемого на экспорт зерна, а общие потери за год превышают 200 млрд руб. При этом осенью премьер-министр РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении более 10 млрд руб. регионам в рамках нового механизма зернового демпфера.

Выделенные средства должны поступить в 62 региона, для каждого из них величина финансирования рассчитывалась из объема полученной продукции.

Кроме того, на днях, с 15 февраля Минсельхоз ввел квоту на экспорт зерна по 30 июня 2022 года. По словам директора департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза Максима Титова, объем квоты будет определяться исходя из урожая этого сельскохозяйственного сезона (июль – июнь) и фактического объема экспорта в первой половине сельхозгода (июль – декабрь 2021 г.).

Согласно оценке «СовЭкона», квота на экспорт российской пшеницы будет полностью или почти полностью реализована. Риск возникновения проблем с поставками из Черноморского региона остается низким, считают аналитики центра. При этом ограничивающим фактором может стать снижение спроса импортеров и их переход к другим поставщикам, но пока этот сценарий выглядит теоретическим, уточняет «СовЭкон».

Снижение экспорта

Согласно данным Минсельхоза, рентабельность производства пшеницы в России в прошлом году сократилась до 51,8% против 56,1% в 2020-м без учета господдержки. Показатель продемонстрировал отрицательную динамику впервые с 2017 года, когда рентабельность составляла 20,8%. Причиной снижения рентабельности производства пшеницы опять-таки стали неблагоприятные погодные условия в ряде регионов России. Но по другим агрокультурам показатель, наоборот, вырос (кукуруза, зернобобовые, подсолнечник, соя, сахарная свекла). Другие причины снижения рентабельности – двукратный рост удобрений, средств защиты растений и горюче-смазочных материалов, а также ограничение цены реализации экспортной пошлиной, что не позволило компенсировать рост издержек.

В этом году, по прогнозу Российского зернового союза, рентабельность зернового производства может резко снизиться на фоне высоких экспортных пошлин, которые ведут к увеличению недополучения прибыли производителями.

В целом в сезоне-2021/2022 российское зерно и продукты его переработки направлены в 140 стран. По данным Россельхознадзора, с территории России в сезоне-2021/2022 с учетом перемещения в страны ЕАЭС экспортировано 31,5 млн т зерна и продуктов его переработки. В том числе зерновых и зернобобовых культур экспортировано 28,1 млн т, зерновых – 26,9 млн т.

В текущем зерновом сезоне экспортеры активно интересуются маршрутными отправками, которые позволяют доставлять грузы без остановок в пути. Операторы, которые используют технологические решения, повышают свою конкурентоспособность и улучшают экономику перевозки. Но вместе с тем на сегодня на фоне введения плавающей пошлины скорость доставки грузов в порты начала играть решающую роль. Поэтому экспортеры, как уже было отмечено, часто отдают предпочтение автомобильному транспорту – в силу скорости, а также острой нехватки локомотивной тяги (как магистральной, так и станционной), что также ухудшает скорость доставки зерновых грузов в порт по сети. Отметим, что, по данным РЖД, по итогам 2021 года в структуре экспортного грузопотока доля зерна составила 2,4%.

По прогнозам, в 2021/2022 сельхозгоду российский экспорт зерна может составить около 43 млн т, в частности, пшеницы – 33 млн т. По словам генерального директора Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрия Рылько, возможно, экспорт пшеницы будет меньше 33 млн т. Это может быть связано с тарифными квотами, низким спросом и логистическими сложностями, пояснил он.

По данным АО «Русагротранс», в сезоне-2021/2022 наблюдается тенденция снижения экспортных перевозок зерна из-за сокращения урожая в Центральном регионе и регионе Волги и высокой конкуренции со стороны ряда европейских стран и стран Южного полушария (Аргентина и Австралия). Это отражается на экспортных железнодорожных перевозках зерна, которые в июле 2021 – январе 2022 года сократились в 1,7 раза к рекордному по этому показателю прошлому сезону – до 8,35 млн т и приблизились к уровню сезона-2019/2020.

На сегодня существуют сложности с наличием маневровой тяги, что приводит к простоям на станциях отгрузки уже оформленных вагонов, прежде всего на Юге и в Центре. «Это приводит к ухудшению оборота вагонов и снижению эффективности использования парка. В целях сокращения простоев порожних вагонов-зерновозов в брошенных поездах считаем целесообразным также усилить контроль за ритмичным подводом груженых вагонов под выгрузку в порты Новороссийск, Туапсе при наличии свободных емкостей», – отмечают в компании.

Кроме того, сегодня при перевозке зерновых грузов основные сложности наблюдаются с заторами на сухопутных погранпереходах с Китаем. ОАО «РЖД» и Китайские железные дороги вводят ограничения и запреты на прием зерновых и других видов грузов в вагонах.

В монополии подчеркивают, что перевозкам зерновых грузов уделяется пристальное внимание. Так, в целях обеспечения вывоза максимального объема зерновых с 2019-го разрешены перевозки ряда грузов на особых условиях в альтернативном подвижном составе с использованием вагонного вкладыша, а именно в универсальных крупнотоннажных контейнерах с использованием контейнерного вкладыша, в крытых вагонах с использованием вагонного вкладыша и без него, а также в полувагонах, ИВ-термосах и вагонах-термосах с использованием вагонного вкладыша. Кроме того, прорабатывается вопрос предоставления в аренду инфраструктуры грузовых дворов, ведутся работы по оснащению грузовых терминалов специализированной погрузочно-разгрузочной техникой для работы с зерновыми грузами, внедрена технология формирования грузоотправителем суточного клиентского плана погрузки и прогноза предъявления груза на декаду.

Контейнерная ниша

В контейнерах, по данным РЖД, в 2021 году было перевезено 442 тыс. т зерна, что более чем в 2 раза выше уровня 2020-го и в 7,6 раза больше, чем в 2015-м. В том числе во внутрироссийском сообщении в контейнерах отправлено 0,1 млн т зерновых (+13,3%), на экспорт – 0,4 млн т (рост в 2,4 раза). Участники рынка рост отправки зерновых контейнерами связывают как с ростом торговли с Китаем и странами АТЭС, так и с общим расширением контейнерных перевозок. «Введение экспортной пошлины также повлекло за собой поиск новых каналов отгрузок сельхозпродукции. Тенденция на контейнеризацию отгрузок зерновых сохранится, может быть, рост будет идти уже не такими большими темпами, не в несколько раз, но на 30–40% в год», – рассуждает генеральный директор цифрового мультимодального экспедитора Alltrucks Михаил Мезенцев.

В развитии перевозок зерна в контейнерах многое зависит от отношений между Россией и Китаем: чем они крепче, тем активнее будет расти перевозка зерновых в этом виде подвижного состава, полагают в компании «ПГК».

«Сейчас в них доставляются на экспорт в основном бобовые и семена льна. После того как Китай запретил перевозить через погранпереходы грузы в других видах вагонов, в том числе зерновые культуры, их объем перевозок может вырасти. Однако стоит отметить, что доля бобовых и льна в общей структуре сбора остается незначительной, а пшеница, ячмень и другие культуры вряд ли будут в больших объемах перевозиться в контейнерах», – высказываются в компании «ПГК».

Кроме того, массовому переходу на перевозки зерна в контейнерах мешает техническая неготовность портов к работе с контейнерами. Текущая инфраструктура специализирована для работы с хопперами-зерновозами.

Что касается общей погрузки зерна на сети, по итогам прошлого года она снизилась на 10,1%, до 25 млн т, в том числе во внутрироссийском сообщении – 10,9 млн т (-2,6%), на экспорт – 14,2 млн т (-15,2%). На отрицательную динамику повлияли снижение урожайности, на котором, в свою очередь, сказались неблагоприятные погодные условия (засуха, гибель озимых и т. д.). При этом в течение всего года наблюдалась разнонаправленная динамика погрузки зерна: в начале года она была положительная и существенно превышала уровень 2020-го.

В этом году, по прогнозу ОАО «РЖД», погрузка зерновых грузов составит 26 млн т и вырастет на 3,5%. Наращивание объемов поставок будет связано с предполагаемым ростом валового сбора зерновых и зернобобовых культур в стране, а также высокого спроса на российскую зерновую продукцию на мировом рынке.

По прогнозам операторов, в условиях расширения посевных площадей, наращивания потребление удобрений и в итоге роста сбора урожая все это влечет за собой рост погрузки. В этом году будет расти экспорт зерна в Китай, что связано с постоянно ухудшающимися торговыми отношениями между Китаем и США. Кроме того, прогнозируется, что объемы импорта из США масленичных и зернобобовых культур перераспределятся и львиная доля отойдет РФ, считает руководитель направления продаж мультимодальной логистики компании Nawinia Мария Иневаткина.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions