Национальный проект «Беспилотные авиационные системы», реализуемый сегодня в России, сосредоточен преимущественно на развитии дронов. Однако, по мнению замминистра промышленности и торговли РФ Василия Шпака, его потенциал гораздо шире и может стать базой для масштабирования на другие среды – водную и наземную.
«С нашей точки зрения, было бы разумно, используя лучшие практики нацпроекта по развитию БПА, проект расширять и добавлять туда другие среды», – подчеркнул В. Шпак. Он уточнил, что ключевым элементом для устойчивого развития отрасли является технологический стек, включающий в себя микро- и СВЧ-электронику, программные решения на базе искусственного интеллекта и конструкционные материалы – все это универсально для любого типа беспилотных платформ.
Система идентификации на базе «ЭРА ГЛОНАСС»
Развитию массового применения беспилотников способствует создание цифровой среды с едиными стандартами безопасности и мониторинга. Согласно опросу, представленному на сессии «Миллионы беспилотников на земле, воде и в воздухе», 51% участников считают приоритетом запуск единой системы идентификации. Еще 35% респондентов отметили важность формирования общественного доверия к новым технологиям.
Ответом на эти вызовы станет система идентификации беспилотников на базе уже действующей платформы «ЭРА ГЛОНАСС». «Мы не будем тратить время и средства на создание нового механизма», – заявил генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич, подчеркнув, что система уже доказала свою эффективность в пассажирских перевозках, транспортировке опасных грузов и малой авиации.
Совместно с Минтрансом и Минпромторгом разрабатывается дорожная карта для быстрого внедрения этой системы в беспилотные перевозки, включая воздушные. В основе технологии – криптозащищенная передача данных через встроенные апплет-SIM-карты. Уже к марту 2026 года, согласно постановлению правительства № 1701, оснащение беспилотников трекерами станет обязательным.
Сервисная инфраструктура: одна техслужба для всей страны
Один из главных барьеров для масштабирования беспилотных грузоперевозок – отсутствие централизованного технического обслуживания. Об этом заявил глава Бурятии Алексей Цыденов.
«Если каждая компания эксплуатанта беспилотников будет держать сервисную службу – эффективности нуль. У нас будут тысячи служб с огромной себестоимостью», – отметил он, предложив создать единую федеральную сервисную структуру, способную сопровождать беспилотные системы по всей стране – от Калининграда до Владивостока.
По словам Цыденова, это стало бы мощным стимулом для частных инвестиций: предприниматели были бы уверены, что при поломке их беспилотник быстро вернут в строй.
Регионы-лидеры: где беспилотники развиваются быстрее всего
На ПМЭФ также озвучили рейтинг регионов, демонстрирующих наиболее активную динамику по внедрению и тестированию беспилотных авиационных систем. Сахалинская и Самарская области возглавили список с равными показателями (по 20%), далее следуют Новгородская и Калужская (по 18%), затем Югра (14%) и Якутия с ЯНАО (по 5%).
Рейтинг формировался по таким критериям, как открытость воздушного пространства, наличие отраслевой инфраструктуры, кадровый потенциал, уровень финансирования и масштаб проведенных работ.
«Фактически у нас каждый регион берет свой образ будущего, тестирует его и ищет свои способы масштабироваться быстрее», – прокомментировал Дмитрий Песков, генеральный директор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы». Он подчеркнул сетевой характер конкуренции между регионами, что, по его словам, является мощным драйвером развития отрасли.