+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.06.2025 15:00:50
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Развитие беспилотников в России требует масштабирования нацпроекта

На фоне растущего интереса к беспилотным технологиям в России все очевиднее становится необходимость перехода от локальных инициатив к единой, стратегически выстроенной экосистеме. Этот тренд четко прослеживается по итогам дискуссий на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ), где эксперты, представители власти и бизнеса обсудили текущее состояние и перспективы развития беспилотных систем на земле, в воздухе и на воде.
Расширение национального проекта: от авиации к комплексному беспилотному транспорту

Национальный проект «Беспилотные авиационные системы», реализуемый сегодня в России, сосредоточен преимущественно на развитии дронов. Однако, по мнению замминистра промышленности и торговли РФ Василия Шпака, его потенциал гораздо шире и может стать базой для масштабирования на другие среды – водную и наземную.

«С нашей точки зрения, было бы разумно, используя лучшие практики нацпроекта по развитию БПА, проект расширять и добавлять туда другие среды», – подчеркнул В. Шпак. Он уточнил, что ключевым элементом для устойчивого развития отрасли является технологический стек, включающий в себя микро- и СВЧ-электронику, программные решения на базе искусственного интеллекта и конструкционные материалы – все это универсально для любого типа беспилотных платформ.

Система идентификации на базе «ЭРА ГЛОНАСС»

Развитию массового применения беспилотников способствует создание цифровой среды с едиными стандартами безопасности и мониторинга. Согласно опросу, представленному на сессии «Миллионы беспилотников на земле, воде и в воздухе», 51% участников считают приоритетом запуск единой системы идентификации. Еще 35% респондентов отметили важность формирования общественного доверия к новым технологиям.

Ответом на эти вызовы станет система идентификации беспилотников на базе уже действующей платформы «ЭРА ГЛОНАСС». «Мы не будем тратить время и средства на создание нового механизма», – заявил генеральный директор АО «ГЛОНАСС» Алексей Райкевич, подчеркнув, что система уже доказала свою эффективность в пассажирских перевозках, транспортировке опасных грузов и малой авиации.

Совместно с Минтрансом и Минпромторгом разрабатывается дорожная карта для быстрого внедрения этой системы в беспилотные перевозки, включая воздушные. В основе технологии – криптозащищенная передача данных через встроенные апплет-SIM-карты. Уже к марту 2026 года, согласно постановлению правительства № 1701, оснащение беспилотников трекерами станет обязательным.

Сервисная инфраструктура: одна техслужба для всей страны

Один из главных барьеров для масштабирования беспилотных грузоперевозок – отсутствие централизованного технического обслуживания. Об этом заявил глава Бурятии Алексей Цыденов.

«Если каждая компания эксплуатанта беспилотников будет держать сервисную службу – эффективности нуль. У нас будут тысячи служб с огромной себестоимостью», – отметил он, предложив создать единую федеральную сервисную структуру, способную сопровождать беспилотные системы по всей стране – от Калининграда до Владивостока.

По словам Цыденова, это стало бы мощным стимулом для частных инвестиций: предприниматели были бы уверены, что при поломке их беспилотник быстро вернут в строй.

Регионы-лидеры: где беспилотники развиваются быстрее всего

На ПМЭФ также озвучили рейтинг регионов, демонстрирующих наиболее активную динамику по внедрению и тестированию беспилотных авиационных систем. Сахалинская и Самарская области возглавили список с равными показателями (по 20%), далее следуют Новгородская и Калужская (по 18%), затем Югра (14%) и Якутия с ЯНАО (по 5%).

Рейтинг формировался по таким критериям, как открытость воздушного пространства, наличие отраслевой инфраструктуры, кадровый потенциал, уровень финансирования и масштаб проведенных работ.

«Фактически у нас каждый регион берет свой образ будущего, тестирует его и ищет свои способы масштабироваться быстрее», – прокомментировал Дмитрий Песков, генеральный директор АНО «Платформа Национальной технологической инициативы». Он подчеркнул сетевой характер конкуренции между регионами, что, по его словам, является мощным драйвером развития отрасли.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.



Читайте также

Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2025 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика обработки персональных данных | Согласие на обработку персональных данных | Пользовательское соглашение

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions