А в ФТС вчера отмечали, что наблюдается скопление транспорта на выезд из России в Казахстан в связи с проведением дополнительных проверочных мероприятий казахстанской стороной.
И также накануне ряд телеграм-каналов сообщил, что и на таможне в Казахстане случился затор – там оказались заблокированы 7 тысяч грузовиков. Речь шла о фурах, которые направляются в Москву. Некоторые водители, якобы, стоят в очереди уже три недели.
Получается, очень быстро проблема стала обоюдосторонней.
Проблему пропускной способности автомобильных пунктов пропуска на российско-казахстанской границе обсуждали накануне на совместном заседании Комитета по транспорту и логистике Делового Центра экономического развития СНГ и Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов.
С обеих сторон
Как показывает практика последних месяцев, на госгранице действительно нарастают проблемы. Они связаны с усложнением пересечения границы, вызванным, по словам заместителя директора департамента логистики и транспорта Национальной палаты предпринимателей Казахстана «Атамекен» Куанышем Ермухановым, усиленным контролем со стороны России, в том числе ветеринарным, фитосанитарным. Это оказывает значительное влияние на стабильность международных автомобильных грузоперевозок между Россией и Казахстаном.
«С середины сентября СМИ и бизнес-сообщество обратили внимание на задержки грузового транспорта на МАПП. По неподтвержденной официально информации на границе скапливались очереди до 5 тысяч единиц транспорта. Позднее в ФТС опровергли эти данные, подтвердив факт значительного образования очередей, вызванных ужесточением контроля с российской стороны. Это связано с введением более тщательного досмотра, расширением требований к документам и санитарным нормам. Зафиксированы случаи приостановки ввоза и возврата грузов, в том числе продуктов питания из Казахстана. По нашему мнению, [отказ во въезде обусловлен] формальными причинами, связанными с документацией и маркировкой, ужесточением лабораторного контроля и введением специальных требований к ряду казахстанских производителей мяса, сельскохозяйственной продукции. Это вызывает вопросы о соответствии таких мер нормативам… Барьеры также противоречат положениям договора ЕАЭС и ставят под угрозу доверие к единому рынку», – подчеркнул К. Ермуханов.
В свою очередь, ФТС 23 сентября в своем телеграм-канале сообщила, что, действительно, в настоящее время наблюдается скопление грузовых транспортных средств на выезд из России в Казахстан, однако причина – в проведении дополнительных проверочных мероприятий казахстанской стороной.
А вчера СМИ опубликовали еще одну позицию ФТС: «В настоящее время скопления на пунктах пропуска происходят из-за российских недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД), которые не дают команду перевозчику ехать, поскольку остерегаются, что их поймают на «сером» импорте или даже контрабанде», – рассказали в ведомстве РБК.
Решения в работе
По словам эксперта, Национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен» 20 сентября провела совещание и рассмотрела проблемы, которые, кроме прочего, негативно влияют на пропускную способность действующих МАПП. Среди ключевых вызовов – лимиты бронирования, отсутствие накопительных площадок для транзитного транспорта (в частности, такой факт отмечен в отношении МАПП Жайсан – Сагарчин), узкое дорожное полотно с российской стороны, отсутствие информационной интеграции с российской стороной, а также технические сложности, в числе которых: отсутствие современных систем досмотра и других средств контроля.
Со стороны Казахстана в работе уже находятся вопросы обустройства и обеспечения приграничной инфраструктуры, в том числе накопительных зон. Дополнены Правила пропуска через Государственную границу Республики Казахстан автомобильных транспортных средств, грузов и товаров, в том числе с использованием системы электронной очереди. В частности – механизм блокировки аккаунтов за недостоверные данные и внедрение гарантийного обеспечения, подлежащего возврату при фактическом пересечении границы.
«Государственными органами Казахстана уже принимаются меры [по нивелированию проблем]. Некоторые [меры] уже реализованы, в частности, выделены земли для накопительных площадок грузового транспорта в приграничном регионе, внедряются современные системы досмотра грузов и прочее, – прокомментировал К. Ермуханов. – Предлагаем проработать корректировки и внести изменения в законодательные акты, регулирующие систему маркировки с российской стороны, поскольку наши обновленные правила уже подстроены под действующие реалии, чтобы устранить дискриминацию между резидентами и выровнять условия».
Все эти меры в сумме направлены на оптимизацию пропускной способности инфраструктуры и снижение уровня заторов.
Таможенный футбол
Еще один тезис доклада касался сложностей с контролем на российской стороне.
«Перевозчики нам сообщают, что на российской стороне на приграничной зоне организованы передвижные пункты контроля. Нам не понятно, по каким причинам, ведь договором ЕАЭС исключаются такие виды контроля», – добавил К. Ермуханов.
В ФТС отметили, что «проверки товаров проводятся выборочно и строго в соответствии со ст. 261 Федерального закона № 289.
«Мобильные группы таможенных органов вправе осуществлять контроль вблизи границы РФ. Принят комплекс системных мер, который показывает свою эффективность. Изменений в проведении контроля не планируется. Если у перевозчика все документы в порядке, пересечение границы не вызывает проблем, а проверка занимает в среднем до 8 минут», – говорится в сообщении службы.
В таможне также напомнили, какие тооваросопроводительные документы необходимо представить мобильным группам при контроле: CMR, инвойсы и разрешительные документы в зависимости от категории товаров (сертификаты, лицензии). Если товары из Республики Казахстан попадают в перечень товаров ВТО, то необходимы копии электронных счетов-фактур и подтверждающие статус товара документы (декларация, сертификат о происхождении товара, заявление об уплате косвенных налогов).


III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов 



