+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
02.03.2020 15:18:24
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Платить больше, ехать дольше: 4 месяца до реформы общественного транспорта в Санкт-Петербурге

Реформа общественного транспорта 2020 года в Санкт-Петербурге сократит нынешнюю маршрутную сеть на 16%. Эксперты сомневаются в том, что предлагаемые улучшения компенсируют потерю прямых маршрутов для пассажиров.

12 февраля губернатор Петербурга Александр Беглов подписал документ планирования. Это означает, что реформа официально запущена. С 16 июля перевозки будут осуществляться только по регулируемому тарифу. На любом маршруте будут доступны электронные способы оплаты проезда, а также будут действовать все городские льготы.

Сейчас в городе 386 социальных и 265 коммерческих автобусных маршрутов, после реформы останется только 472 социальных автобусных маршрута, то есть 179 маршрутов фактически исчезнут с улиц города. Букву К в номере маршрута петербуржцы больше не увидят. Сейчас в Петербурге работает 17 негосударственных перевозчиков, при этом более 70% рынка автобусных перевозок занимают АО «Третий парк», ООО «Петербургская транспортная компания» и ООО «Питеравто».

Кому придется заплатить?

Смольный рисует оптимистичную картину ближайшего будущего: будет увеличена частота движения в пиковый период; соблюдение расписания станет обязательным условием движения (напомним, в случае образования пробок транспорт переходит на свободное движение и расписание перестает исполняться); появятся умные остановки и системы информирования пассажиров; автобусы средней вместимости будут заменены новой низкопольной техникой, которая должна быть не старше 3 лет. И. о. директора СПб ГКУ «Организатор перевозок» Владимир Шведченко пообещал, что в итоге время ожидания на остановке сократится в 1,5 раза, а безопасность движения возрастет. Более того, пассажиропоток увеличится на 15%, 150 тыс. автомобилистов пересядут на общественный транспорт, а скорость движения вырастет на 20% за счет законопослушных водителей. Достигнуть этих фантастических показателей власти собираются в прямом смысле за счет коммерческих перевозчиков.

Во-первых, именно они будут теперь нести ответственность за любые несоответствия идеальной картинки реальности, включая сбои в расписании. Даже единоразовое нарушение приведет к штрафу в 100 тыс. руб.

Во-вторых, заплатить придется за новую технику. Сейчас СПб ГКУ «Организатор перевозок» только готовится к проведению конкурентных процедур, как нам рассказали в комитете по транспорту, аукционы будут объявлены в ближайшее время (хотя ранее указывалось, что все необходимые процедуры будут начаты до марта). Все маршруты разобьют на 42 лота стоимостью от 900 млн до 5 млрд руб. Это 364 коммерческих маршрута, еще 120 заберет «Пассажиравтотранс», который будет использовать автобусы большой вместимости. 18 лотов предусматривают только новые автобусы с низким полом и кондиционерами, а 24 лота разрешают вначале эксплуатировать имеющуюся технику не старше 10 лет. В аукционах смогут принять участие любые перевозчики. Приобретение подвижного состава для исполнения обязательств по госконтракту будет задачей победителей аукционов. Всего потребуется закупить 2,3 тыс. новых автобусов. Газета «Деловой Петербург» подсчитала, что перевозчики должны будут вложить в покупку нового транспорта не менее 20 млрд руб. без учета дополнительного оборудования. Сами перевозчики тем временем еще не знают, какой бюджет потребуется выделить каждой отдельной компании, а поэтому отказываются от комментариев. В комитете по транспорту также не ответили, кто из работающих сегодня коммерческих перевозчиков согласен остаться на рынке общественного транспорта Петербурга на новых условиях. Пока что реальные шаги предпринимают только государственные организации. Так, в январе и феврале 2020 года СПб ГУП «Горэлектротранс» заключил два контракта на общую сумму 2,6 млрд руб. о поставке 122 троллейбусов, отвечающих новым требованиям.

По словам пресс-секретаря комитета по транспорту Ирины Ефимовой, концепция реализации новой модели работы автобусов сводит к минимуму имеющиеся риски, в том числе связанные с производственными мощностями заводов – изготовителей подвижного состава, поскольку последние заявили о готовности поставить подвижной состав в Санкт-Петербург. Однако эксперты предлагают снять розовые очки. В конечном итоге успех предлагаемых изменений будет зависеть все-таки от способа финансирования. «Что касается денег на это все великолепие – вопрос приоритетов, как обычно. Деньги на самом деле есть, их много, вопрос – как будут выделять. Если, как обычно, тонюсеньким ровным слоем размазывать – ну и получим пшик, если целевое финансирование будет во временный ущерб чему-то другому, то может и выйдет каменный цветок...» – добавляет урбанист эксперт-сообщества проектировщиков транспорта «РУрбан» Иван Вергазов.

Пассажиры недовольны

Конечно, правильные идеи в грядущих изменениях есть, и их много. Среди действительно позитивных предложений эксперт выделил единую систему оплаты, новый низкопольный подвижной состав и 90-минутные тарифы. Однако при этом теряется гибкость маршрутов, что создает неудобство для конечного потребителя, то есть пассажира.

И. Ефимова отметила, что в целом маршрутная сеть, которая будет действовать с 16 июля, уже определена, однако при необходимости в нее все еще могут вноситься изменения. Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 11 февраля 2020 г. № 64 утвержден документ планирования регулярных перевозок, именно в нем представлена наиболее актуальная информация о вводимой сетке маршрутов.

Основная проблема заключается в том, что пассажир, несмотря на заявления властей, все-таки не ставится во главу угла. «С лозунгами у нас все в порядке – с делами не очень», – настаивает И. Вергазов. Марина Пышная, автор петиции о сохранении коммерческих перевозчиков в Санкт-Петербурге, рассказала о целом ряде пунктов, создающих в будущем проблемы как для горожан, так и для города. Даже если предположить, что все положения реформы будут выполнены, транспорт будет ходить по расписанию, по всему городу будут оформлены выделенные линии и добавлены необходимые остановки, то не изменится основная негативная черта готовящихся изменений – отмена порядка 170 маршрутов.

Город создаст 68 новых маршрутов для замены действующих коммерческих, пассажиры остальных, по мнению чиновников, пересядут на дублирующие маршруты. Однако 100%-ное дублирование получили только 40 маршрутов. В то же время другие 98 удостоились дублирования в объеме от 60 до 95%. Важно отметить, что дублирование на 60% может охватывать только движение по главным дорогам, но не затрагивать проезд по жилым районами. Именно эта возможность сегодня наиболее ценится жителями удаленных от центра микрорайонов. «Маршрутная сеть будет сокращена на четверть. А даже сейчас можно доехать с комфортом совсем не до каждой улицы города. Что касается так называемого дублирования: маршруты коммерческого транспорта длиннее. И часто ездят по соседним улицам. 100% дублирования настолько мало, что об этом даже говорить бы и не стоило», – комментирует нововведения М. Пышная.

Для облегчения нагрузки на кошелек пассажира, которому придется делать больше пересадок на своем привычном пути, разрабатывается новое билетное меню, в которое обещают включить билеты, действующие конкретный временной отрезок (60 мин.). Однако стоимость данных билетов пока объявлена не была. Более того, в Петербурге уже действует билет на 90 мин. (стоимость 68 руб.), но особой популярностью он не пользуется, поскольку для приобретения такого билета необходимо иметь отдельную карту «Подорожник», что совершенно неудобно для пассажиров.

А была ли реформа?

«Оптимизация маршрутной сети в городе назрела давно – по большому счету, она должна идти непрерывно, но фактически этого не происходило не один десяток лет даже, маршруты давно устарели, интервалы давно не отвечают потребностям жителей, качество подвижного состава – на уровне догоняющих стран. Как и везде, заниматься транспортной сетью, транспортной системой должны профессионалы. Теперь же обычная, по сути, работа, но собранная в один момент подается под громким словом «реформа», хотя таковой не является»,– прокомментировал принимаемые решения И. Вергазов.

Урбанист не видит положительных изменений: «Станет ли пассажирам удобнее от того, что остановки будут теперь не где удобно им, а где удобно чиновникам? Или от того, что время в пути увеличится в 1,5 раза? Вряд ли». Он категорически против уничтожения маршруток – имеет смысл бороться с отсутствием комфорта и безопасности пассажиров, а не с самим фактом существования наиболее быстрого наземного транспорта. «Мы же вместо принятия жестких правил для ликвидации их очевидных недостатков уничтожаем их как класс», – добавил И. Вергазов. По мнению активистов, перенаправление пассажиропотоков в метро, которое по утрам и так перегружено, только снизит транспортную доступность в городе.

«Вторая проблема, вытекающая из первой, – это снижение комфорта. Пересадки, снижение скорости, уменьшение количества сидячих мест (а это неизбежно, так как практически любой автобус средней и большой вместимости в процентном соотношении сидячие/стоячие проигрывает маршруткам), отсутствие нужных направлений – все это снижение комфорта для пассажиров», – рассказывает М. Пышная. Она упоминает и третью проблему: отсутствие конкуренции и выбора. «Сейчас мы можем проехать на социальном транспорте, чуть быстрее и без пересадок на коммерческом транспорте, на каршеринге, личном авто и такси. Убираем отсюда коммерческий транспорт, и что у нас остается? Во-первых, свободная ниша, которая может быть занята нелегальными перевозками, групповыми поездками в такси, обычными бомбилами. Во-вторых, те, кто хочет чуть больше комфорта, становятся сразу водителями. И вместо сокращения машин за счет удобного транспорта мы только увеличиваем их количество», – подчеркнула создательница петиции. А пересадить автолюбителя обратно в общественный транспорт задача посложнее, чем отмена маршруток.

В ноябре было сформировано обращение с перечислением данных опасений, которое направили каждому депутату ЗакСа и в комитет по транспорту. Как рассказывает М. Пышная, ни один депутат не ответил: «Да, полностью поддерживаю реформу, она будет замечательная». В целом у всех есть опасения, но выступать против ее проведения большинство не стало. В комитете по транспорту тем временем считают, что реформа пройдет исключительно удачно.

Пассажиры опасаются, что на одной реформе город не остановится. Так как финансирование идет из бюджета, Смольный может отменить еще какие-то маршруты из-за невыгодности. Нет никаких гарантий, что не начнется новая волна оптимизации, которая при окончании очередных контрактов урежет сеть автобусов еще больше.

Впрочем, делать окончательные выводы пока рано. Разумная пересадочность, выход бизнеса из тени и социальные тарифы – это, несомненно, большой шаг вперед для всей системы общественного транспорта города. Вопрос лишь в том, как будет реализована озвученная концепция и кому за нее придется заплатить. До тех пор, пока расходы будут нести коммерческие операторы, отражаться это будет в первую очередь на пассажирах. И тогда платить придется больше, а ехать, по оценкам экспертов, дольше. «Как бы то ни было, мы увеличиваем продолжительность поездки (все мы знаем про скорость муниципального транспорта). Весь черт – он в деталях, а в их глубокую проработку я пока не верю...» – подводит итог И. Вергазов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions