+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.11.2023 10:37:35
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Очередной подъем ключевой ставки переживут только транспортные гиганты

До 20% ключевая ставка может подняться уже к концу года, об этом РЖД-Партнеру рассказали сразу три источника в банковской сфере. Участники рынка перевозок ждут очередного роста с обреченностью. С их слов, ключевая ставка «изменит ландшафт рынка уже в середине 2024-го». В отрасли выживут только крупные компании. Впрочем, этому способствуют и цифровизация, и консолидация акционеров.
Очередной подъем ключевой ставки переживут только транспортные гиганты
Вагон из-за ключевой ставки «не полетит»

Ключевая ставка с июля по октябрь удвоилась, до 15%. Рост ее тянет за собой повышение лизинговых платежей до 20%. Однако высокая ключевая ставка может «схлопнуть» рынок лизинга вагонов, об этом накануне заявил Евгений Дитрих, глава ГТЛК.

«Мы считаем, что ключевая ставка в размере 15% – это, по сути, пограничная максимальная ставка ЦБ, еще одно повышение ставки станет заградительным барьером и может привести к схлопыванию железнодорожного сегмента лизинга, операторы возьмут тайм-аут на обновление парка», – сказал топ-менеджер.

Вагоностроители, конечно, могут вывести на рынок вагон за 7 млн, который будут отдавать под 25% годовых, но это история даже не взлетит, об этом Павел Иванкин, президент Национального исследовательского центра перевозок и инфраструктуры, рассказал РЖД-Партнеру. По его информации, доля лизинговых вагонов в парках операторских компаний колеблется от 25 до 50%. Более того, со слов эксперта, у каждой операторской компании обязательно есть лизинговый портфель. Опрошенные РЖД-Партнером участники рынка признались, лизинговый платеж не покрывается доходностью оперирования: ставка оперирования подвижным составом растет, но меньшими темпами, чем ключевая ставка. Получается, новый вагон не окупается на горизонте срока действия договора лизинга – 10–15 лет. Но участники рынка все продолжают приобретать вагоны на условиях лизинга, рассуждает Павел Иванкин.

«Если у компании 100 тыс. вагонов и она берет 3 тыс. вагонов за 7 млн каждый и под 25% годовых, то в целом компания может себе позволить такие условия. У маленького оператора экономика биться, конечно, не будет», – считает он.

С его слов, рынок переживает период укрупнения игроков: с одной стороны, акционеры договариваются о консолидации, а с другой стороны, пережить рост ключевой ставки смогут лишь гиганты. Есть мнение, что действующие игроки попытаются выйти на новые рынки: например, те, что специализировались в транспортировке насыпных грузов, могут пытаться выйти на рынок перевозок скоропортящейся продукции. Однако Андрей Бочаров, начальник управления по работе с клиентами железнодорожной отрасли Газпромбанк Лизинг, выступая на VII отраслевой конференции «Подвижной состав для химических грузов», заявил, что цены на подвижной состав растут не из-за изменений ключевой ставки, а из-за увеличения оборота вагона.

«Дополнительно возникший спрос и плановое выбытие парка по сроку службы обеспечили высокую загрузку производителей. Стоимость, по которой сейчас вагоностроители продают вагоны, – это цена следующего года с учетом выросшей себестоимости производства и ограниченного предложения», – отметил он.

Автоперевозчики просят стабильности

Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России, оценивает рост ключевой ставки как сильный. Но российские автокомпании продолжат процесс обновления и расширения грузовых автопарков, так как Китай только в 2023 году нарастил поставки седельных тягачей. И покупка техники идет в основном с привлечением средств по лизинговым схемам, признался он. У перевозчиков есть две модели – или по фиксированной ставке, или привязанной к ключевой ставке ЦБ.

«Некоторые компании в ожидании уменьшения ключевой ставки выбирали вторую схему. Но при повышении ставки ЦБ она крайне невыгодна, поскольку по уже выданным кредитам размер платежа увеличивается», – объяснил он.

Отдельная проблема – операционный лизинг техники. Как показала ситуация с ключевой ставкой в 2022 году, часть компаний по операционному лизингу ушла с рынка, некоторые начали пересматривать тарифы по уже согласованным контрактам. И лишь немногие оставили согласованные тарифы.

«В текущей практике перерасчет по лизинговым обязательствам не производится. Но, несомненно, рост ключевой ставки и размера лизинговых платежей повлияет на активность по расширению парков и себестоимость владения транспортными средствами», – продолжил Э. Миронов.

Как подсчитал Андрей Михальченко, руководитель дивизиона альтернативных продаж ГК «Альфа-Лизинг», обслуживание автомобилей подорожало в среднем на 20% в зависимости от ранее существующих условий. Максимальный рост – 30%. При этом эксперт тоже уверен в консолидации рынка грузоперевозок: основные доли рынка захватят крупные игроки.

«У них возникнет потребность закупать новую технику для того, чтобы замещать выходящих с рынка мелких игроков. На данный момент техника «большой семерки» не присутствует на рынке в полном объеме и в дальнейшем будет продолжать замещаться китайскими и отечественными производителями. Здесь основной рост рынка мы связываем с пополнением парков крупных игроков», – добавил Михальченко.

Укрупнению рынку способствует и внедрение электронных транспортных накладных, оно станет в 2024 году обязательным. Так государство возьмет под контроль серых перевозчиков,

«Это скажется на мелких перевозчиках, которые находятся в серой зоне, и повлечет за собой уход таких компаний с рынка или их постепенное обеление», – заключил эксперт.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions