Ведется реконструкция Восточного полигона, во временную эксплуатацию уже введены семь объектов, Михаил Мишустин этот факт отметил отдельно и добавил, что по итогам 2024 года суммарная провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей достигнет 180 млн т.
«Провозная способность железнодорожных подходов к портам Азово-Черноморского бассейна уже достигла 125 млн т», – отметил он.
Коридоры, по которым везут
В соответствии с «дорожными картами» ведется развитие морских портов и внутренних водных путей, добавил глава правительства России. В планах в ближайшие 6 лет увеличить перевозки по международным транспортным коридорам в 1,5 раза к уровню 2021 года. Для их выполнения предстоит проанализировать все действующие планы и мероприятия, синхронизировать их с графиками расширения Северного морского пути и учесть сроки создания инфраструктуры зарубежными партнерами, сказал М. Мишустин.
«Главная цель здесь − повысить глобальную конкурентоспособность маршрутов, поскольку их развитие имеет стратегическое значение для нашей страны, и они крайне важны для обеспечения грузовых перевозок в дружественные государства, в первую очередь Южную и Юго-Восточную Азию, Прикаспийский регион, Закавказье, а также Персидский залив и Африку», − подчеркнул глава правительства.
Реализация предусмотренных мер должна сделать транспортную систему еще более конкурентной, об этом заявил Роман Старовойт, глава Минтранса России на Транспортной неделе, которая состоялась в Москве в ноябре 2024 года.
«Ответ на развитие транспортной системы – усиление взаимодействия различных видов транспорта. Развитие транспорта влияет на смежные отрасли – экологию и производство. Эти вопросы страны должны рассматривать совместно. Важный вопрос – бесшовные перевозки, увеличение пропускной возможности пунктов пропуска», − сказал он.
Международные транспортные коридоры – это целый комплекс транспортно-логистических решений, в том числе перевод в электронный вид провозных документов, добавил Старовойт. С его слов, необходимо сейчас сформировать перечень стран, в которых будут реализованы транспортные интеграционные проекты. Одними из первых названы проекты по развитию международных транспортных коридоров и логистики.
Коридоры, которые строят
Таджикистан придает большое значение созданию устойчивых транспортных коридоров, в том числе между Центральной Азией и Россией, об этом заявил Азим Иброхим, министр транспорта Таджикистан на пленарной дискуссии «Транспортное сотрудничество «СНГ плюс»: взаимосвязанность, устойчивость, эффективность». В развитие транспортной инфраструктуры в ближайшие годы страна намерена направить $6,3 млрд.
«Строящиеся автомагистрали и инфраструктура превращают регион в транзитный хаб. Цель Таджикистана – полноценное включение транспортной системы страны в мировую транспортную систему, развитие интермодальных и мультимодальных трансграничных транспортных услуг», – сказал он.
Таджикистан направляет усилия на развитие коридора Китай – Таджикистан – Узбекистан – Туркменистан – Иран – Турция, добавил он. Прошедшие геополитически изменения существенно повлияли на изменение цепочек поставки товаров и грузов, об этом заявил уже Армен Симонян, заместитель министра территориального управления и инфраструктуры Армении. С его слов, в стране разработан проект «Перекресток мира». Он предусматривает восстановление связи с Азербайджаном и Турцией. Сейчас железнодорожные дороги между странами закрыты, а это, подчеркивается, около 150 м железнодорожного полотна. Если дорогу откроют, то в первый же год по ней перевезут, со слов представителя Армении, несколько миллионов тонн грузов уже в первый год, а к 2050 году – 9,8 млн т.
В результате геополитического форс-мажора многие связи были переориентированы на восток, на этот факт внимание обратил Сергей Дубина, заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси. Поэтому страна для развития международных транспортных коридоров, задействует порты Ленобласти и Санкт-Петербурга, а также Мурманской области.
«Развиваются мультимодальные перевозки. Контейнерные поезда отправляются по маршруту Беларусь – Россия – Азербайджан, далее грузы следуют автотранспортом через Иран в Индию. Важно формирование комплексных ставок на весь путь по коридору, упрощение прохождения грузов через границы», – сказал он.
В этом году Беларусь присоединилась к меморандуму о развитии коридора Беларусь – Россия – Пакистан. А также вступила в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС).
«Задача Беларуси – дать жизнь любому международному коридору. Транспорт всегда служил надежной опорой международному сотрудничеству и развитию стран», – подчеркнул выступающий.
Географическое положение Казахстана делает развитие транспортных коридоров стратегическим направлением развития, так сказал Талгат Ластаев, вице-министр транспорта Казахстана. По итогам 2023 года рост объема транзитных перевозок составил 20% (32 млн т), и эта динамика продолжается. На границе с Китаем имеется два железнодорожных и пять автомобильных пропускных пунктов.
«С момента запуска контейнерных поездов по маршруту Китай – Европа с 1 тыс. ДФЭ в 2011 году до 900 тыс. ДФЭ в 2023 году. Ожидается полностью исключение дефицита провозных возможностей с Китаем. В следующем году планируется модернизация станции Достык. Также планируется открытие третьего железнодорожного пропускного пункта», – заключил Т. Ластаев.