Умри или вези
Цена полуприцепов российского производства за два года увеличилась до 110%, об этом РЖД-Партнеру рассказал Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic в России. Участник рынка связывает этот рост с увеличением, в том числе, стоимости рефустановок. Максим Федоров, исполнительный директор федеральной транспортной компании Sotrans согласился, автомобили подорожали настолько что «их доступность снизилась».
«Если говорить о тарифах на рынке автомобильных перевозок, то в четвертом квартале их рост остановился. Сегодня наблюдается даже некоторое снижение тарифов по сравнению с третьим кварталом», - рассуждает он.
То есть ставки на автоперевозку не растут, а стоимость техники – растет. Получается, автоперевозчик не может заработать средства на покупку техники. Этот вывод подтверждает статистика от Алексея Тузова, независимого эксперта транспортной отрасли: автопарк грузовой техники на 69% состоит из автомобилей старше 10 лет. В условиях роста цен дистрибьюторы и производители грузовых авто предлагают или партнерские бонусы, или скидки и акции. Алексей Тузов в качестве примера привел нулевой аванс или топливо в подарок.
«В первую очередь такие опции внедряют для поддержания уровня продаж», — продолжил он.
Но даже такие бонусы не столь значительно повысили рынок прямых продаж: у автоперевозчиков нет денег на покупку авто.
Занять, чтобы отдать
Ставка выросла до 15%, а затраты на обслуживание кредитных и лизинговых обязательств – на 20%, об этом РЖД-Партнеру рассказал Максим Федоров. Доля грузовых и коммерческих автомобилей, которые автоперевозчики приобрели на условиях лизинга – более 30%, для сравнения, лизинг легковых автомобилей – вдвое меньше, 15,4%. Ставки в новых контрактах зависят от стоимости фондирования лизинговой компании – в них конечная цена договора лизинга напрямую зависит от ключевой ставки, об этом РЖД-Партнеру рассказал Андрей Михальченко, руководитель дивизиона альтернативных продаж ГК Альфа-Лизинг.
«Обслуживание автомобилей стало дороже на 10-30% в зависимости от ранее существующих условий», — продолжил он.
Подстраиваясь под потребности клиентов, компания увеличивает средний срок договора лизинга до максимальных 60 месяцев. Лизингодатель считает, что автоперевозчик, растягивая срок лизинга, экономит на ежемесячных расходах
«Повышение ключевой ставки влияет на всю экономику целиком. При текущем росте автомобили не могут стать доступнее в принципе – это законы экономики. Наоборот, сейчас фиксируются тенденции к подорожанию реализуемой техники», — продолжил Андрей Михальченко.
Глава Цетробанка Эльвира Набиуллина в четверг, 16 ноября, выступила в Госдуме с докладом об основных направлениях государственной денежно-кредитной политики заявила, что если в ближайшее время не будет результата от повышения ключевой ставки в октябре до 15%, Центробанк вновь снова повысит данный показатель. Это может произойти уже в середине декабря.
Олег Гайфуллин, директор по логистике и коммерции транспортной компании Delko согласился, что рост ключевой ставки приведет к удорожанию кредитов и лизинга, а это, в свою очередь увеличит стоимость использования транспорта и себестоимость услуг.
«Расходы на лизинг занимают порядка 20% в себестоимости перевозок, поэтому изменение ключевой ставки отразится и на тарифе. Но вряд ли это будет чувствительное увеличение, так как рост ставки незначителен», — заключил он.
Автор: Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.