+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.12.2023 12:16:17
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Как цифра трансформирует логистику

Транспортной отрасли предстоит цифровая трансформация. Ее основные направления до 2030 года сформулированы в распоряжении правительства РФ № 3097-р от 3 ноября 2023 г. «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации транспортной отрасли РФ до 2030 г.». Как все это претворяется на практике? Ответ попытались найти в рамках дискуссии «Цифровизация и новые возможности» на XXI Международной конференции «Рынок транспортных услуг: взаимодействие и партнерство».
Как цифра трансформирует логистику
Ключевыми задачами в сфере цифровой трансформации названы прежде всего улучшение качества транспортно-логистических услуг (повышения доступности и скорости, снижения стоимости), развитие бесшовных внутрироссийских и международных перевозок, обеспечения их безопасности и надежности (устойчивости к особым внешним условиям).

С одной стороны, предполагается повысить степень защиты объектов транспортной инфраструктуры и снизить уровень нарушений субъектами предпринимательской деятельности нарушений установленных правил в процессе перевозок, а с другой – указано на недопущение нарушения принципов конкуренции, поскольку она – один из инструментов обеспечения качества предоставляемых сервисов.

Предполагается создание национального цифрового контура логистики в рамках реализации экосистемы цифровых транспортных коридоров Евразийского экономического союза, а также реализация условий для развития электронных площадок заказа грузовых перевозок, логистических услуг и услуг электронной коммерции, создание интеллектуальных пунктов пропуска через государственную границу РФ.

При этом предстоит решить ряд прикладных задач. В том числе – опираться прежде всего на российское ПО и обеспечить интеграцию различных информационных ресурсов на основе единой платформы.

РЖД на рельсах перемен

Наиболее продвинутым в указанном направлении оказался железнодорожный холдинг. С прошлого года, как сообщил заместитель генерального директора (вопросы цифровой трансформации) ОАО «РЖД» Евгений Чаркин, в компании перестали закупать иностранный софт. В отчетах остались только расходы на эксплуатацию ранее закупленного софта. Со временем и они сойдут на нет.

О том, как это реализуется на практике, рассказал главный конструктор ООО «ИнтэлЛекс» Николай Бузурнюк. В процессе совершенствования работы АС ЭТРАН произошло импортозамещение нескольких систем, которые с ней взаимодействовали. При этом методы были применены разные – от простого переключения на новые модули до поэтапного перехода на новое ПО.

Правительством поставлена задача поэтапного обеспечения взаимодействия всех цифровых систем транспортных операторов с ГИС ЭПД – федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей получение электронных перевозочных документов и сведений, содержащихся в них.

На данном этапе ГИС ЭПД заточена на автоперевозки. В ней в электронный вид переведены электронные транспортная накладная, путевой лист, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, заказ (заявка) и договор фрахтования. В дальнейшем планируется подключение водного и железнодорожного транспорта.

Как было сказано в рамках дискуссии, железнодорожники готовы двигаться в указанном направлении. Однако существующая на РЖД система ЭДО имеет целый набор специфических решений. А вот автоперевозчики пока не спешат переходить к цифровым документам, поскольку для них затраты на подключение к ГИС ЭПД сопоставимы с затратами на бумажный документооборот.

Операторы выстраивают ИТ-сервисы

О том, как строится цифровое взаимодействие операторов с ОАО «РЖД», сообщил советник генерального директора АО «ПГК» Сергей Лахтуров. По его словам, сегодня реализован ряд проектов и в итоге обеспечен ввод планов погрузки в СКПП раздельно по операторам. При этом глубина планирования во внутрироссийском сообщении – 1 сутки, в международном – 2 суток.

При согласовании технических норм наличия парка порожних вагонов на дорогах и технических норм передачи по стыкам внедрен режим АСУ-АСУ. Это ощутимо повысило оперативность взаимодействия операторов с перевозчиком.

Операторы могут получить детализацию причин отклонения в АС ДМЗИ запросов-уведомлений на перевозку порожних вагонов. Им предоставляется перечень альтернативных маршрутов на перевозку порожних вагонов, формирующихся в АС ДМЗИ, при отсутствии пропускных способностей участков и перерабатывающих способностей станций. Причем формирование альтернативных маршрутов на перевозку порожних вагонов опять-таки обеспечено в режиме АСУ-АСУ.

Для усовершенствования взаимодействия операторское сообщество предложило ряд мер. Среди них – в ЦФТО ввести для грузоотправителей требование включать планы в СКПП раздельно по операторам. Предоставлять операторским компаниям фотоматериалы и другую информацию из ППСС. А также продолжить проекты по развитию системы ЭДО в международном сообщении.
В рамках дискуссии также прозвучало предложение увеличить глубину планирования отправок в СКПП во внутрироссийском сообщении до 2 суток, а в международном – до 3 суток.

Новые грани цифры

У цифровой трансформации на транспорте, как выяснилось, есть и другие грани.

Информационно-управляющая система ДМЗИ все больше становится инструментом планирования перевозок, уточнил заместитель председателя объединенного ученого совета ОАО «РЖД» Александр Осьминин.

Она тесно интегрирована с рядом других специализированых систем холдинга – с АС Паспорт НПС, ИСУЖТ НС ТП, АС АПВО, ЦНСИ, АСОУП, АС ТН и АС ЕТП, а также ЦБДГР. Таким образом, она учитывает все больше данных о работе станций, ситуациях с открытием ремонтных окон, нюансах с графиками движения поездов.

Цифра помогает улучшить качество предоставления сервисов на грузовых дворах РЖД. Для этого реализуется ряд проектов в тесном взаимодействии ученых и специалистов Центральной дирекции по управлению терминально-складским комплексом, сообщила директор научно-образовательного центра «Интеллектуальные транспортные системы и технологии» Института управления и цифровых технологий РУТ (МИИТ) Вероника Нутович.

О пилотном проекте e-CMR по внедрению электронной международной транспортной накладной для автомобильного транспорта между РФ и Белоруссией проинформировал главный эксперт АНО «ДМТК» Владимир Коростелев.

На его основе ожидается практическая отработка технологии трансграничного ЭДО. Предполагается уточнить пути для обеспечения юридической значимости электронных документов.

Правда, для применения электронных товаросопроводительных документов потребуются изменения в нормативные правовые акты стран. Ведь практическое внедрение электронного трансграничного документа e-CMR возможно на основе применения международных стандартов.

Сложные задачи и их решения

Цифровизация охватывает самые разные стороны перевозочного процесса.

В их числе – работа страховых компаний. Цифровые сервисы для корпоративных клиентов сокращают срок урегулирования вопросов, связанных с возмещением страховых случаев, и автоматизируют процессы урегулирования убытков, отметила начальник управления цифровых продаж и проектного развития СПАО «Ингосстрах» Людмила Шукалович.

По ее словам, компания готова работать в рамках самых современных технологий. В частности – к использованию клиентами при сделках цифровых рублей. Как полагают эксперты, цифровой рубль может стать важным инструментом при переходе на смарт-контракты в сфере грузовых перевозок.

Цифровизация позволяет облегчить и контроль за перемещением транспортных средств, отметил менеджер по продажам ООО «РД Групп» Евгений Арсентьев. Речь идет, в частности, о своевременном информировании водителя (оператора) и центра мониторинга о возникновении критической ситуации в процессе выполнения логистических операций.

Благодаря современным системам становится возможным проводить дистанционные медосмотры, добавил директор коммерческого департамента MedPoint24 Сергей Девицын. Это современная технология, которая позволяет с помощью специального оборудования проходить обязательную для определенных категорий сотрудников процедуру без непосредственного контакта с медиком.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions