+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.06.2020 13:40:52
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Чем грозит либерализация экологической экспертизы при строительстве – новыми ЧС или сокращением сроков работ?

В летнюю сессию ожидается принятие во втором чтении поправок в ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты РФ в целях реализации приоритетных проектов по строительству, реконструкции объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Поправки были приняты в первом чтении 1 апреля. Они призваны ускорить приоритетные стройки ОАО «РЖД», в том числе на Восточном полигоне. 

Напомним, что документ был внесен в Госдуму комитетом по транспорту и строительству в конце декабря прошлого года. В пояснительной записке к проекту сообщается, что в настоящее время идет строительство, реконструкция объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта в рамках четырех федеральных проектов комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры: «Северный морской путь» (задачи по развитию Северного морского пути и увеличению грузопотока по нему до 80 млн т); «Железнодорожный транспорт и транзит»; «Коммуникации между центрами экономического роста» (задача по поэтапному развитию транспортных коммуникаций между административными центрами субъектов РФ и другими городами – центрами экономического роста) и «Высокоскоростное железнодорожное сообщение» (задача по созданию основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами).

Помимо целого ряда корректировок, законопроектом предусмотрено право начать строительство приоритетного проекта и выполнять подготовительные работы до получения разрешения на строительство приоритетного объекта инфраструктуры с момента направления проектной документации для проведения государственной экспертизы. «До получения разрешения на ввод объектов в эксплуатацию установлена возможность временной эксплуатации линейного объекта. Кроме того, застройщику предоставлено право выделять отдельные этапы строительства, реконструкции, а также получать разрешение на ввод в эксплуатацию в отношении указанных этапов», – говорится в документе.

Принятие законопроекта будет способствовать эффективному развитию железнодорожного транспорта, его модернизации, а следовательно, выполнению национальных целей, отмечают авторы законопроекта, напоминая о целях комплексного плана, майском указе президента РФ № 204 и ДПР ОАО «РЖД» до 2025 года.

После принятия в первом чтении стало известно, что депутаты также предлагают полностью отменить государственную экологическую экспертизу (ГЭЭ) при строительстве наиболее опасных объектов, например мусоросжигательных заводов.

Заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту и строительству Владимир Афонский, один из авторов законопроекта, недавно пояснял, что комитет не поддержит любые поправки, которые будут оправдывать экологические риски. «Я считаю, что это важный законопроект, который поможет ускорить процедуру начала строек за счет оперативного получения разрешительных документов, но, конечно, не в ущерб экологии», – сообщил В. Афонский. Он отметил, что поправки может вносить любой субъект законодательной инициативы, и это не означает, что они уже приняты. Даже если они поступят в обозначенном виде, то будут тщательно рассматриваться на принятие и отклонение.

Депутат подчеркнул, что на данным момент поправки подобного рода в комитет не поступали. И отметил, что отношение комитета к либерализации экологических вопросов достаточно консервативно, в связи с чем экологические нормы будут соблюдены в первую очередь. «Мы не принимаем необдуманных решений, каждую поправку, которую вносит субъект законодательной инициативы, мы оцениваем с точки зрения эффекта регулирующего воздействия. Мы обсуждаем разные идеи и подходы и принимаем взвешенные решения. Поэтому каждая поправка будет тщательнейшим образом обсуждаться комитетом», – сказал В. Афонский.

Но у участников рынка пока неоднозначное отношение к предлагаемым поправкам в закон «О железнодорожном транспорте в РФ». С одной стороны, грузоотправители и операторы заинтересованы в том, чтобы железнодорожная дорожная сеть развивалась как можно быстрее, чтобы на магистралях исчезали узкие места. И в таком случае отмена такого длительного этапа согласования работ, как прохождение ГЭЭ, ускорит процесс. Но с другой стороны, все хотят жить в экологически чистых условиях и не дышать отравленным воздухом.

Неоднозначная позиция и у генерального директора ABC-RAIL Артура Нурмухамедова. Он отмечает, что к ответственному ведению бизнеса, к сожалению, пришли далеко не все предприниматели и руководители государственных корпораций: «А у нас по-прежнему исповедуется мичуринский принцип «Нельзя ждать милостей от природы, взять их у нее – наша задача». Итог такого подход мы видим сейчас в Норильске».

Напомним, что 29 мая в Норильске из резервуара на территории ТЭЦ-3 выплеснулось около 21 тыс. т дизеля. По данным Росприроднадзора, 6 тыс. т попало в грунт, еще 15 тыс. т – в воду. Генпрокуратура возбудила три уголовных дела: из-за порчи земли, загрязнения вод, а также нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ.

«Конечно, жалобы на длительность прохождения экологической экспертизы обоснованы, а железнодорожной сети надо развиваться быстро. Да и объекты железнодорожного строительства редко затрагивают особо охраняемые объекты. Отмена ГЭЭ ускорит модернизацию инфраструктуры. Даже формально удешевит строительство за счет сокращения сроков. Но если вчитаться в предлагаемый пакет поправок, станет ясно, что в итоге экспертизу могут отменить практически для любой промышленной стройки. А железнодорожный транспорт станет прикрытием для такого решения. Сейчас именно государственная экологическая экспертиза является наиболее достоверным источником информации о состоянии окружающей среды в месте строительства и о его возможных последствиях», – подчеркивает А. Нурмухамедов.

Альтернативу экспертизе он видит в частных исследованиях которые проводят сами застройщики или экозащитные общественные организации. Но здесь необходимо учитывать риск неполной объективности. «Думаю, было бы более правильно поработать с самой процедурой ГЭЭ, возможно, сделать ее более быстрой и удобной. Но институт государственного контроля за сохранением природы, конечно, должен сохранятся», – резюмирует он.

Подобной дискуссионной точки зрения придерживается и президент Межрегионального юридического центра земельных отношений Екатерина Иванова. По ее мнению, с точки зрения сроков согласования процедур эти поправки, конечно, ускорят ввод объектов в эксплуатацию и обеспечат ускорение окупаемости инвестиций. Однако одновременно не стоит забывать, что с отменой ГЭЭ повышение рисков возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций и причинение ущерба природным ресурсам и населению неизбежно. Насколько именно эти риски повысятся, она не берется говорить, так как все будет зависеть как от конкретного местоположения проектируемого объекта, так и от квалификации конкретных специалистов, разрабатывающих проектную документацию.

Экологическая экспертиза в любом случае выступает формальным фильтром возможных ошибок, поэтому в случае строительства технически сложных объектов дополнительная подстраховка не помешает, отмечает Е. Иванова. Сокращение сроков проведения государственной экологической экспертизы, а также возможность направления проектной документации на государственную экспертизу одновременно с направлением на экологическую экспертизу, на ее взгляд, – более эффективная и правильная мера, чем полная отмена экологической экспертизы.

Отмена государственной экологической экспертизы, безусловно, скажется на скорости сдачи объектов и частично оптимизирует расходы на строительство, говорит Алексей Фунтов, директор по инжинирингу ФГИК «Размах». «Однако мы не можем забывать о том, что промышленные объекты железнодорожной инфраструктуры являются источником значительного загрязнения окружающей среды токсичными веществами, наиболее опасными из которых являются шламы и отходы нефтепродуктов», – говорит он.

Экологическая экспертиза следит за тем, чтобы производственные объекты соответствовали необходимым нормам безопасности, чтобы использовались современные технологии переработки отходов, очистки сточных вод, содержания хранилищ отходов. Следовательно, если экспертизу отменить, может сложиться ситуация, в которой строители объектов сэкономят, а окружающей среде в результате производственной деятельности будет нанесен непоправимый урон, добавляет А.Фунтов.

Он напомнил, что перед тем, как случилась экологическая катастрофа в Норильске, мелькали предложения отменить прохождение экспертизы в этом промышленном городе. «После того, что там случилось, будет странно ждать, что к подобному обсуждению можно будет вернуться даже в кардинально другой сфере. Интерес к экологическим проблемам со стороны общественности в нашей стране высок и продолжает постоянно расти, поэтому могу с уверенностью заявить, что подобные поправки вызовут огромный негативный резонанс», – высказывается эксперт.

В разговоре о возможных последствиях и результате подобных изменений в законодательстве и на практике нельзя не вспомнить одну из самых резонансных историй последнего времени – экологический протест против строительства мусорного полигона возле железнодорожной станции Шиес в Архангельской области. С июля 2018-го местные жители начали акции протеста. В августе прошлого года президент поручил местному правительству при решении вопроса о строительстве этого объекта учесть мнение народа. Стройку приостановили, а в январе текущего года Арбитражный суд предписал снести часть уже возведенной инфраструктуры.

В начале июня текущего года региональное правительство исключило полигон из списка приоритетных инвестпроектов. А на днях суд назначил повторную экспертизу.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions