• Ставка на полувагон
    %
    руб./сут.
  • Индекс качества II КВАРТАЛ 2021Г. - 64 баллa
  • Финансы USD ЦБ РФ 71.99 0 EUR ЦБ РФ 83.12 0
    BTC 55470.42 usd BTC 3987213.79 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.05.2021 13:03:10
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Область опережающего развития

Восточный полигон наряду с Арктикой является главным стратегическим проектом России, имеющим долгосрочный комплексный эффект. Особую роль в нем играет реконструкция БАМа и Транссиба. Территории, по которым проходят эти стальные магистрали, оказывают существенное экономическое влияние на их развитие. Сегодня мы попросили ответить на ряд вопросов Василия Орлова, губернатора Амурской области, где достаточно высокими темпами развиваются промышленность, транспорт, энергетика и сельское хозяйство.
Область опережающего развития
На перекрестке трех дорог

– Василий Александрович, ваша область занимает одно из ведущих мест в транспортной составляющей Дальневосточного федерального округа. На ее территории пересекаются железнодорожные, водные, автомобильные и авиационные пути. Действуют Бурейская и Зейская ГЭС, строится газоперерабатывающий завод – один из крупнейших в мире. К тому же Амурская область является основной сельскохозяйственной житницей Дальнего Востока. Видимо, в этом сложном хозяйстве не просто расставить приоритеты?

– Они определяются прежде всего уникальным географическим положением области, которая является связующим звеном между западом и востоком России, а также севером и югом с выходом на Китай и страны Азиатско-Тихоокеанского региона. По нашей территории проходят Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали, федеральная автодорога «Амур».

Амурская область – это единственный субъект Российской Федерации, административный центр которого, город Благовещенск, находится непосредственно на государственной границе.

Выгодное расположение уже позволило региону стать ключевым звеном в крупнейшем международном газотранспортном проекте «Сила Сибири». Газ по магистральному газопроводу с 2019 года поставляется в КНР. Но это лишь начало грандиозного комплексного проекта по транспортировке и переработке природного газа и его производных. Сегодня реализуются проекты крупнейших в мире производств: в активной фазе – строительство Амурского газоперерабатывающего завода, началась реализация проектов Амурского газо­химического комплекса и завода по производству метанола.

И наконец, географическое положение области определило строительство здесь космодрома Восточный – единственного гражданского космодрома России. Уже успешно прошли семь пусков.

Амурская область содействует модернизации Байкало-Амурской магистрали, которая, в свою очередь, способствует укреплению экономики области, Дальнего Востока и государства в целом.

Недаром президент России Владимир Путин дал поручение о начале строительства второй ветки БАМа. С первых чисел апреля к выполнению этой задачи приступили военные железнодорожники. На участке от Улака до Февральска длиной 340 км будет задействовано 10 бригад железнодорожных войск.

В результате пропускная способность БАМа увеличится в 2 раза. Сейчас она составляет 110 млн т груза в год. К 2024-му вырастет до 180 млн т, а в планах 2030 года – 250 млн т. Для региона и населенных пунктов зоны БАМа это строительство даст новый импульс для развития.

– В связи с особым географическим положением какое развитие у вас получили международные, национальные и инвестиционные проекты?

– С китайским городским округом Хэйхэ, динамично развивающимся приграничным городом провинции Хэйлунцзян с численностью жителей 1,6 млн человек, нас разделяют всего 750 м реки Амур. Мы практически как соседи смотрим друг другу в окна. Эта уникальность положения позволяет нам совместно с китайской стороной успешно реализовывать проекты международного уровня.

Одним из них является строительство международного автомобильного моста через Амур. В этом году планируем открыть по нему грузовое движение. В предмостовой зоне российский инвестор реализует проект по созданию мультимодального логистического терминала. Инвестиции составят 6,8 млрд руб.

Не менее амбициозный проект – первая в мире трансграничная пассажирская канатная дорога, которая позволит связать два государства. К 2023 году она соединит города Благовещенск и Хэйхэ через реку Амур.

Реализация этого уникального проекта позволила привлечь инвестора к созданию современной туристской инфраструктуры Благовещенска – отеля международного уровня и многофункционального досугово-развлекательного комплекса. Объем инвестиций – более 8 млрд руб.

Осуществление таких капиталоемких проектов на Дальнем Востоке требует государственной поддержки, создания особых преференциальных режимов. Поэтому считаем важным осуществление названных инвестиционных проектов с учетом режима территории опережающего развития.

Следует отметить, что Амурская область относится к тем регионам Дальнего Востока, которые одними из первых присоединились к созданию таких режимов. С 2015 года резидентами стала 31 компания, создано 1,5 тыс. рабочих мест, объем вложенных инвестиций – 395,5 млрд руб.

Особым событием 2020 года стал запуск производства соевого изолята на заводе по глубокой пере­работке сои в ТОР «Белогорск». Завод стал первым в России производителем данной продукции.

Что касается Амурского газоперерабатывающего завода компании «Газпром», то по объему переработки газа он считается самый большим в Европе и Азии. К 2024 году завод будет перерабатывать 42 млрд куб. м сырьевого газа в год и производить 60 млн куб. м гелия.

Амурский газохимический комплекс – совместное предприятие компаний «Сибур» и Sinopec – в базовой конфигурации будет производить до 2,3 млн т полиэтилена и 400 тыс. т полипропилена ежегодно.

Одним из крупнейших в России станет метанольный завод мощностью 1 млн т метанола в год. В результате в регионе появится возможность для организации производств различных товаров из газохимического сырья, которые широко применяются в автомобилестроении, производстве медицинского оборудования и медикаментов, косметики и многих других отраслях.

Благодаря большому потенциалу гидроресурсов на территории области хорошо развита гидроэнергетика, которая имеет стратегическое значение. В 2019 году была введена в эксплуатацию Нижне-Бурейская гидроэлектростанция с установленной мощностью 320 МВт. Кроме выработки электроэнергии, НБГЭС служит контррегулятором Бурейской ГЭС, она выравнивает неравномерные в течение суток расходы воды Бурейской ГЭС, позволяя ей работать без ограничений.

В текущем году планируется ввод Свободненской ТЭС с установленной мощностью 160 МВт для обеспечения потребностей Амурского газоперерабатывающего завода.

Транзитный центр Дальнего Востока

– Премьер-министр РФ Михаил Мишустин поручил правительству подготовить детальный план по развитию Восточного полигона с целью вдвое увеличить пропускную способность железных дорог и усилить их энергообеспечение. Что, по-вашему, необходимо сделать, чтобы решить эту непростую задачу?

– Вопросы энергообеспечения объектов ОАО «РЖД» в рамках реализации проекта «Восточный полигон» находятся на контроле в Минэнерго России. Мероприятия по энергообеспечению объектов ОАО «РЖД» общей стоимостью более 27 млрд руб. реализуются в рамках инвестиционной программы ПАО «Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы».

Для покрытия роста нагрузок, вызванного увеличением потребления тяговыми подстанциями ОАО «РЖД», планируется реконструкция Нерюнгринской ГРЭС (Республика Саха (Якутия)) в объеме строительства двух дополнительных энергоблоков мощностью 215–225 МВт каждый. Объем реконструкции и необходимое сетевое строительство для обеспечения выдачи мощности будут определены в разрабатываемой в настоящее время схеме выдачи мощности Нерюнгринской ГРЭС с учетом ввода блоков № 4 и № 5.

– Понятно, что РЖД не под силу справиться самостоятельно с такими объемами строительства и перевозок. Они явно рассчитывают на помощь государства и регионов. Какой вклад вносит Амурская область в развитие международного транспортного коридора Восток – Запад?

– В силу географической близости с Азией мы ставим задачу повысить качество экспортной логистики – через создание новых международных транспортных коридоров, строительство современных складов, внедрение мультимодальных перевозок грузов.

Сегодня мы экспортируем товаров на полмиллиарда долларов, из которых 60% приходится на несырьевой неэнергетический экспорт, что выше среднего показателя по Дальнему Востоку более чем в 2 раза.

Регион является транспортным транзитным центром Дальнего Востока. Такой потенциал определил наши планы по ключевым проектам, которые формируют опорный транспортный каркас области, или логистический хаб.

Среди них – и автомобильный мост через Амур Благовещенск – Хэйхэ. Он создает новый международный транспортный коридор между Россией и Китаем, существенно увеличивает пропускные мощности на границе двух государств – до 4 млн т

грузов в год. Сюда входит также таможенно-логистический терминал – для обеспечения качественного обслуживания грузовых перевозок и пассажиропотока. Кроме складов, зоны сервиса, инвестор построит таможенную зону со складами временного хранения, дополнительную зону фитосанитарного контроля.

На последующих этапах будут созданы мультитемпературные склады (2023 г.), а также железнодорожный терминал (сухой порт) вблизи станции Транссиба Березовка (2024 г.). Здесь будет построен первый на Дальнем Востоке сертифицированный элеватор по стандартам международной товарной биржи, что выведет поставки амурской сельхозпродукции на новый качественный уровень, остановит оборот серого экспорта.

Стоит отметить и новый грузовой терминал в международном аэропорту Благовещенск. Его строительство начнется уже в этом году, что позволит в связанности с логистическим терминалом развивать почтовые направления, авиакарго.

Как я уже говорил, проект канатной дороги через Амур между Россией и Китаем реализуется частными инвесторами двух стран в соответствии с межправительственным соглашением, заключенным в 2015 году. Ее запуск намечен на 2023-й.

Перемещение через границу прямо в центрах российского и китайского городов открывает новые перспективы для наращивания экспорта услуг.

– В последнее время с целью социально-экономического развития субъектов Федерации среди различных государственных структур, транспортных компаний и частного бизнеса постоянно ведутся дискуссии о правилах недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре и балансе интересов. Речь в том числе идет и о приоритетном пропуске определенной категории грузов в восточном направлении. Удается ли приамурским грузам преодолеть узкое дальневосточное горлышко?

– Грузовые перевозки по Транссибу и БАМу в настоящее время очень востребованны. Именно по­этому развитие этих магистралей имеет важнейшее значение для нашего региона и страны в целом. Ежегодно отмечается рост грузоперевозок по этим магистралям в страны Азиатско-Тихоокеанского бассейна и восточные порты.

Отмечу, что инвестиции ОАО «РЖД» при реконструкции Восточного полигона в границах Амурской области составили: в 2018 г. – 22,8 млрд руб., 2019 г. – 19,8 млрд, 2020 г. – 29,2 млрд, план 2021 г. – 35,9 млрд руб.

Провозная способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 2020 году достигла 144 млн т. Как мы знаем, правительством и президентом поставлена задача увеличить пропускную способность магистралей до 180 млн т грузов в год.

Что касается Амурской области, то в ее границах погрузка выросла с 2011 по 2020 год в 3,1 раза, с 2,1 до 6,5 млн т в год.

В то же время у амурских грузоотправителей особых проблем из-за инфраструктурных ограничений не было. Вопросы возникли только при перевозке экспортных грузов – зерна и леса по ст. Гродеково с вводом ограничений китайской стороной. Но и они постепенно снимаются (остались только ограничения по перевозке грузов в мешках до 50 кг).

Новый транспортный коридор

– Долгожданный мост через Амур, как Вы уже отмечали, откроет широкий доступ для приграничной торговли с Китаем. Какие выгоды он принесет экономике Дальнего Востока и его жителям?

– Трансграничный мост Благовещенск – Хэйхэ открывает большие перспективы. Это совершенно новый взгляд на отношения между нашими странами. Это мощная транспортная артерия, которая позволит в год перемещать 2 млн человек и

4 млн т грузов. Экономический эффект после ввода в эксплуатацию моста будет ощутим для всего Дальнего Востока и страны в целом. Благодаря созданию первого автомобильного моста через Амур на дальневосточном участке российско-китайской границы появится совершенно новый транспортный коридор, который откроет большие возможности для развития логистики, экспорта, туризма и всех других сопутствующих отраслей. И мы, и китайские партнеры очень ждем начала движения по мосту через Амур.

– Экология – один из основных национальных проектов России. Недаром РЖД объявили 2021-й годом экологии, Иркутская область – годом Байкала. А что делаете вы, чтобы улучшить экологию Приамурья?

– Экология – еще одна задача, над которой мы работаем. Решаем вопрос с недобросовестными недропользователями, в частности золотодобывающими компаниями, деятельность которых приводит к загрязнению рек. Проблема комплексная –

начиная от цены на золото, несовершенства законодательства, незначительности наказания и заканчивая самым, на наш взгляд, существенным – ослаблением контроля за недропользователями, которые осуществляют геолого-разведочные и добычные работы на месторождениях россыпного золота.

Если прежде региональные власти не были задействованы в процессе лицензирования, то сейчас представители регионального минприроды включены в состав федеральной комиссии по рассмотрению технической документации. Теперь компании, которые были уличены в нарушении природоохранного законодательства, получат отказ в новых лицензиях, и такие прецеденты уже есть.

Также мы считаем, что необходим мораторий на выдачу лицензий для золотодобытчиков на территории области в ближайшие 5 лет. Особенно на реках и участках, примыкающих к особо охраняемым природным территориям.

Беседовал Олег Дьяченко

Полную версию интервью читайте в №8 (444) журнала «РЖД-Партнер»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions