+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.02.2023 15:57:27
ЖД Транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Конечные убытки от несостоявшейся перевозки считают в суде

Законы и подзаконные акты по вопросам железнодорожной перевозки часто пишутся или с подачи РЖД, или по согласованию с ними. Об этом РЖД-Партнеру рассказывает Ольга Гуляева, управляющий партнер Legal1520. Интересы клиентов железнодорожной отрасли преимущественно игнорируются, поэтому грузоотправители, терпящие убытки от поведения железнодорожного перевозчика, в редких случаях предъявляют иски к железнодорожному монополисту.
Конечные убытки от несостоявшейся перевозки считают в суде
– Ольга, вы говорите, что клиенты жалуются, что РЖД не принимает груженые вагоны к перевозке. Кто платит неустойку?

– Клиент. Оператор ему предъявляет неустойку за задержку вагонов под погрузкой.

– Но задержка происходит по вине РЖД?

– В этой так называемой задержке вина только РЖД. Но чтобы доказать ее, надо идти в суд, а судебная практика здесь неоднозначная. Есть позиция Верховного суда, что такие убытки должны возмещаться.

– Почему участники рынка железнодорожных перевозок не идут в суд за защитой от железнодорожного монополиста?

– Грузовладельцы опасаются ссориться. Они предполагают, что РЖД в ответ будет «вставлять палки в колеса». На деле к тому, кто готов отстаивать свои права, железнодорожный перевозчик относится более внимательно, не допуская последующих нарушений. Если ничего не делать – лучше не станет точно.

– Еще вариант. Оператор, получив заявку от клиента и подписав с ним договор, направил подвижной состав под погрузку. Но в последний момент клиент отказался. Кто виноват?

– Оператор чаще направляет вагоны за свой счет, оформляя железнодорожную накладную на порожний рейс вагона. Но если он остался не востребованным клиентом, то в договоре на этот счет предусмотрено условие: клиент возмещает убытки в виде двух порожних пробегов вагона, а также платит неустойку с того момента, как вагон был направлен ему, и до того момента, пока он не прибудет на новую станцию погрузки. В итоге у оператора в этой ситуации две группы убытков: от оплаты порожних пробегов по железной дороге и в связи с упущенной выгодой, так как заработать на перевозке груза не удалось по вине клиента. И если расходы на порожний пробег вагонов доказать в суде легко – достаточно представить железнодорожные накладные, то упущенная выгода доказывается сложнее. Поэтому вместо нее в договор включают условие о неустойке, так как стандарт доказывания в этом случае проще.

– Неустойка покрывает всю сумму убытков оператора?

– Да, бывает, что итоговая сумма убытков с неустойкой даже больше стоимости несостоявшейся перевозки. Ведь оператор может не сразу найти нового грузоотправителя, а на все время простоя будет начислена неустойка.

– В этом случае клиент согласен с решением суда…

– Нет, возражает, что тоже совершенно понятно. Подчеркну, что сумма убытков с неустойкой бывает больше стоимости услуги, от которой клиент отказался.

– Клиенты идут в суд с исками против операторов?

– Чаще – наоборот: в суд с иском против клиента идет оператор. По общему правилу (ст. 394 ГК РФ) убытки взыскиваются в части, не покрытой неустойкой. Взыскать и то и другое можно только в том случае, если в договоре прямо прописано, что убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions