+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
05.12.2022 11:48:13
Водный транспорт / Интервью
РЖД-Партнер

Эксперт: в следующую навигацию флот останется без электронных карт, аварийность возрастет многократно

Навигация-2022 оставила противоречивую статистику. С одной стороны, по данным, которые озвучил глава Росморречфлота Захарий Джиоев, грузопоток по внутренним водным артериям вырос за год сразу на 20%, а на ряде великих российских рек – и в два раза. С другой стороны, увеличилось количество чрезвычайных происшествий, связанных с судоходством. По данным МЧС России, на внутренних водных путях РФ произошло 223 аварии с судами, погибло 196 человек. При этом части жертв удалось бы избежать, но, по данным ведомства, на внутренних водных путях России до сих пор не действует отечественная система передачи сигнала бедствия с достоверными координатами. Как же оценить эту навигацию и какой будет следующая, начало которой уже не за горами? Об этом РЖД-Партнер спросил эксперта научно-технического совета Российского морского регистра судоходства, Российского классификационного общества (РКО) и рабочей группы по импортозамещению в радиоэлектронике «Навигационные приборы», генерального директора ООО «НавМарин» Алексея Мигалина.
Эксперт: в следующую навигацию флот останется без электронных карт, аварийность возрастет многократно
– Алексей Анатольевич, количество происшествий как-то связано с дефицитом судового оборудования, которое было вызвано внезапными западными санкциями?

– Из-за санкций судоходство столкнулось с большими проблемами. Это отсутствие запчастей к импортным судовым установкам, импортных масел. Проблему с маслами помогли во многом решить отечественные производители, которые заняли место импорта и получили хорошие отзывы от судовладельцев.

Но главная, на мой взгляд, проблема – отсутствие поставок навигационного оборудования и средств связи. Частично это оборудование производится в России, но самая значительная часть – зарубежного производства. И по ряду изделий импортозамещающих решений быстро найти не удалось. Например, мы не производим радары, кроме двух наименований, но и там есть проблемы с иностранными комплектующими и сертификацией. Та же проблема – со средствами связи. Радиостанции Дальнего Востока, Ленского и Обского пароходств полностью импортные. В морском диапазоне УКВ-связи российские производители делают только портативные радиостанции, а сию минуту наладить производство в стационарном сегменте невозможно. Требуется разработка, подготовка к началу производства. Нет отечественной элементной базы. Если мы разработаем оборудование у себя, то элементы все равно потребуется закупать. Потому что если производить их в России, то оборудование получится дороже, чем импорт и параллельный импорт. А пассажирские суда столкнулись еще и с проблемой систем вентиляции и коллективного кондиционирования, поставок специфических отделочных материалов.

– Но российские производители пользуются возникшей возможностью занять освободившиеся ниши на рынке для оснащения флота?

– Этой возможностью не так уж легко воспользоваться. Для этого нужны дополнительные финансы. А любой банк в нашей стране дает кредит – и в ту же секунду начинает требовать оплату не только процентов, но и тела кредита. А как это делать предприятию? Предположим, мне предложили заказ. Сроки его исполнения, поскольку это высокотехнологичная продукция, – около 10 месяцев. Плюс еще месяц на доставку. И только потом я получу плату за заказ. Почти через год. А все это время я должен оплачивать тело кредита и проценты по нему. С коммерческой точки зрения проще совсем не производить ничего, чем это делать на таких условиях.

– А судовладельцы и арендаторы судов не могут заплатить хоть часть авансом?

– Судовладелец говорит, что средств нет, тем более на аванс. Минтранс и Российское классификационное общество занимают выжидательную позицию. РКО должно проверять наличие обязательных норм снабжения судна. Если чего-то не хватает – оно просто не дает технический паспорт, и судно не может выйти в навигацию. Ведомство считает, что на этом его функции исчерпываются, даже если в следующем году ни одно судно не выйдет из порта.

Поэтому следующая навигация будет еще сложнее. Навигацию 2022 года мы отходили по электронным картам, оплата по которым была проведена прошлой зимой. А в будущем году наливные суда, газовозы и пассажирские суда останутся без электронных карт. Эти картографические продукты прекратят поддерживаться на территории России.

Минтранс сделал полезную вещь: провел проект «Река», который начался еще 20 лет назад. Создал коллекцию карт по внутренним водным путям. Эти карты должны, по идее, заменить иностранные. Но, чтобы эти карты попали на суда, нужно купить новый навигационный комплекс. Потому что иностранный комплекс, который работал в навигацию-2022, с этими картами работать не может. Судовладельцы думают: покупать новый навигационный комплекс или нет? Вдруг старые карты чудесным образом продолжат работу? Минтранс судовладельцев никуда не торопит, пусть думают. А когда после Нового года окажется, что чудес не бывает, они бросятся на рынок за покупками отечественных аналогов. И выяснится, что сертифицирован только один российский навигационный комплекс, подходящий под формат карт Минтранса. И это предприятие, которое его производит, не сможет справиться с валом заказов и собрать необходимое количество навигационных комплексов. В марте начнут кричать наперегонки: «Давайте мне! – Нет, сначала мне!». Ну какое-то количество будет сделано быстро, а остальное – уже ближе к середине или концу навигации. Это значит, что в навигацию большинство судов либо выйдут без оборудования, если РКО разрешит, либо не выйдут совсем.

– А если РКО разрешит выйти в навигацию без оборудования?

– Увеличится аварийность. В дневное время и хорошую погоду можно обойтись и без электронных карт. Есть лоции. Но и грузовые суда, и круизные корабли ходят как в ночное время, так и при тревожных погодных условиях. Все происшествия случаются в ночное время и во время плохих погодных условий.

Лично мне кажется, что РКО должно признаться: навигационное оборудование должно стоять везде. И тогда у Минтранса и Минпромторга останется только один вариант: обеспечить это к началу навигации-2023.

Но такого развития событий пока не предвидится. Все суда оставить в портах невозможно, значит, ближе к делу им разрешат выходить без оборудования. В прошедшую навигацию без электронных карт (в виде послабления, в ответ на санкции) выпустили 25% судов. Какой был рост аварийности, мы увидели. А когда в декабре – феврале истекут все западные контракты, а возобновлены они не будут, без электронной навигации выйдет почти 100% судов. Количество происшествий ночью и при плохой погоде вырастет многократно.

В заложниках окажутся и суда, которые находятся в иностранных портах за пределами России. Порт-контроль не даст техническое добро на выход судна в рейд, пока судовладелец не предоставит коллекцию карт с корректурой на текущий момент времени. Если будет установлена российская коллекция карт Минтранса, они выпустят. Но если не предоставят ничего, судно в море не выйдет. Мы раньше могли купить эти карты в любом европейском или американском порту. Теперь из-за санкций их не продадут. Купить эти карты у другого судна тоже нельзя (подлог запрещен), но даже если их купить, они все равно не активируются на отключенном западном навигационном оборудовании.

– И времени, чтобы спасти ситуацию, совсем нет?

– Если государство (и Минтранс, в частности) проснется, мы знаем, как быстро умеют у нас работать. Хотя бы тем, кому это крайне необходимо, установить оборудование можно. Остальным – по очереди. Но пока не видно, чтобы кто-то просыпался.

Беседовал Михаил Зубов
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions