+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
11.08.2021 12:42:39
Логистика / Интервью
РЖД-Партнер

Чего ждать от транспортной реформы в Петербурге, не знает даже инициатор

Первый этап транспортной реформы Петербурга, которую обещают уже несколько лет, начнется в апреле 2022 года. Правда, как рассказал РЖД-Партнеру аналитик, специалист по антикризисному управлению в сфере общественного транспорта Олег Арефьев, для перевозчиков Смольный подготовил разительные изменения, которые пока до конца не понимает даже комитет по транспорту.
Чего ждать от транспортной реформы в Петербурге, не знает даже инициатор
– Олег, как транспортная реформа Петербурга изменит положение на рынке общественного транспорта?

– Расчет транспортной модели производился до пандемии. Я не хочу обсуждать транспортную модель в целом просто потому, что тогда не факт, что мы закончим разговор до начали осени, но то, что за последний год вследствие этой самой пандемии существенно изменились пассажиропотоки и транспортный спрос одновременно и существенно просел, и переформатировался, с этим нельзя спорить.

Эффективность модели, вполне возможно, не будет соответствовать ожиданиям. Цифры на бумаге часто отличаются от реальности, и несовпадения эти – не в лучшую сторону. Но итогом транспортной реформы Петербурга, учитывая последние события, может быть дисбаланс экономической составляющей проекта и дополнительные убытки.

– Если нет аналитики и пока не ясен итог, то зачем тогда Смольный вообще начал реформирование общественного транспорта?

– Ну рано или поздно ее начинать-то было нужно. Учитывая то, что реализуется транспортная реформа на основании целого комплекса документов, у которых есть свой «срок годности», откладывать дальше уже смысла большого не было. В любом случае многие вопросы будут решаться в процессе и многое зависит от команды, которая если сможет максимально освободиться от давления на нее бюрократической машины и будет оперативно решать вопросы, то есть очень серьезные шансы, что как минимум не будет хуже.

Есть еще один нюанс. Часто в регионах транспортная реформа начинается и одновременно заканчивается покупкой новой техники. Раньше это называлось обновлением парка и было обычной рабочей процедурой, а сейчас они это называют транспортной реформой. Но в Санкт-Петербурге на покупке новых автобусов комитет транспорта не остановился, а начал реформировать маршрутную сеть. И это, конечно, огромные риски по принятию транспортной реформы населением. Чтобы их снизить, нужна сильная информационная составляющая, которая должна эту реформу освещать.

Негативный фон вокруг реформы будет в любом случае: любая реформа ломает привычный образ жизни, а с привычками расстаются неохотно, даже если изменения улучшают жизнь. Но положение инициаторов реформы ухудшает тот факт, что сегодня транспортную систему Петербурга, с точки зрения пассажира, нельзя назвать ужасной. Так что перед Смольным стоит сложная задача – улучшить то, что работает, на первый взгляд, и так в принципе неплохо. Но насколько я понимаю, одна из целей данной транспортной реформы – упорядочить отношения между городом и перевозчиками, а эти отношения мало касаются пассажира и он их вообще не видит. Пассажир увидит только обновление парка – с улиц уберут еще катающиеся по ним раритеты.

– Смольным было заявлено, что модель оплаты работы перевозчиков будет изменена. Теперь город в полном объеме забирает выручку за проезд, а компаниям оплачивают пройденные километры. Как Вы оцениваете инициативу?

– Перевозчики будут работать по брутто-контрактам, то есть теперь перевозчик получает деньги за километры, а не за пассажира. У перевозчика пропадает необходимость «пылесосить» остановки, он может везти даже одного пассажира, свои деньги он получит в любом случае, и, конечно, такая система способна позволить существенно повысить качество транспортной системы в целом.

До реформы часть перевозчиков работали по регулируемому тарифу, часть – по нерегулируемому. В первом случае цену за проезд назначал Смольный, во втором – сам перевозчик. По сути, тариф на проезд мог быть ниже себестоимости работы перевозчика, зачастую муниципалитет выпадающие доходы компенсирует перевозчику. Разница между этими вариантами в том, кто несет на себе основные риски. Заключая брутто-контракты, больше рисков у Смольного, ведь пассажиропоток может быть существенно ниже расчетного. Но появляется серьезный и, самое главное, действенный механизм влияния на перевозчика, обеспечивающий исполнение им своих обязательств перед городом и пассажирами.

– По первоначальным расчетам комитета по транспорту, за шесть лет реформы из бюджета Петербурга будет затрачено более 177 млрд руб. Этих денег хватит – перевозчики не бросят маршрут?

– Бросать маршрут перевозчики будут, если доходы не будут соответствовать их реальным затратам. Для многих перевозчиков такая система оплаты тоже в новинку, они расчеты пока видели только на бумаге. Когда посчитают их в реальном выражении по итогам своей деятельности, возможны очень сильно неприятные сюрпризы. И тут уже очень многое будет зависеть, как они будут решать возникающие проблемы, притом что вариантов именно при такой системе оплаты у них не сильно много.

Как вариант – начнут экономить на эксплуатационных расходах, как следствие – начнут ломаться автобусы, после этого они перестанут вывозить график, их начнут наказывать рублем, и дальше все может быть очень грустно, но тем не менее реформа уже началась, и я с огромным удовольствием буду готов обсудить с вами ее результаты, когда они появятся.

Беседовала Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions