Напомним, что в рамках пятого пакета санкций ЕС запретил импорт и транзит угля из России. Эмбарго ЕС вступит в силу с августа. Ежегодный объем импорта угля из РФ оценивается в €8 млрд.
Накануне директор департамента угольной промышленности Минэнерго Петр Бобылев, рассказывая о мерах поддержки нефтегазовой и угольной отраслей, отметил важность сохранения объемов угля внутреннего потребления, экспортной базы, обеспечения социальной стабильности на угледобывающих предприятиях и исполнение поручений президента России в части вывоза угольной продукции из Кемеровской области – Кузбасса, Хакасии, Бурятии и Республики Тыва в полном объеме. Но в этой части нужно четко скорректировать и реализовать все вопросы, связанные с транспортной инфраструктурой, сказал П. Бобылев.
При этом сами грузовладельцы и грузоотправители, кроме сложностей на Западе, связанных с санкционным давлением, говорят о том, что угольщики Кузбасса испытывают сложности и на Дальнем Востоке по доставке угля до портов. «Сложности связаны с обязательствами РЖД вывозить фиксированные объемы угольной продукции от производителей угля, находящихся восточнее Кузбасса. К данным объемам добавляются иные высокодоходные для перевозчика грузы, переориентированные с запада на восток из-за геополитической ситуации. В итоге сейчас рабочим сценарием выглядит объем вывоза угля из Кузбасса в объеме менее 53 млн т, что соответствует уровню 2021 года. Напомню, что поручением президента РФ на 2022 год была установлена цифра 58 млн с ростом на 5 млн ежегодно в 2023 и 2024 гг.», – говорит Е. Кузнецов.
По его словам, проблемы с вывозом угольной продукции из российских портов тормозят сегодня всю логистическую цепочку, начиная с погрузки в западные и южные направления. Сложности обусловлены прежде всего нежеланием судовладельцев связываться с перевозкой угольной продукции с российским происхождением. На юге дополнительным ограничением является сложная геополитическая обстановка в Азово-Черноморском бассейне.
«Собственники подвижного состава сейчас столкнулись с тем, что полувагон особо не нужен в Кузбассе. За 3 месяца полностью выбыла перевозка в адрес потребителей в Украине и транзит через нее. Снижено предъявление груза в российские порты северо-запада и юга. Больше всего грузовладельцев беспокоит дальнейшая неопределенность: приостановлено до 1 июля действие методики, позволяющей рассчитывать объемы перевозок на восток. Нет понимания по уровню железнодорожных тарифов в предстоящих периодах. Отмена понижающих коэффициентов за дальность перевозки, введение «инфляционной» составляющей в тариф негативно скажутся на объеме предъявления самого массового груза», – резюмирует Е. Кузнецов.
Ранее министр энергетики РФ Николай Шульгинов, комментируя эмбарго, отмечал, что решения стран об отказе от российского угля ощутимо повлияют в первую очередь на них самих. «Одномоментно заменить наш уголь с учетом его качественных характеристик будет достаточно проблематично. Поэтому переход будет как минимум растянут по времени, более того, сам уголь будет значительно дороже из-за логистики. Что же касается российских угольных компаний, то их продукция будет переориентирована на альтернативные рынки», – сказал министр.
Доля стран Евросоюза в общем экспорте российского угля в прошлом году составила 21,8% – около 48,7 млн т угля.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.