+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.05.2022 11:14:35
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Уход Сапсанов из России: чем заменим?

Немецкая компания Siemens, производящая поезда «Сапсан», объявила 12 мая об уходе с российского рынка. Она уже начала «процедуры по прекращению своей производственной деятельности и всей деловой активности».
Комментируя дальнейшую судьбу поездов «Сапсан» и «Ласточка», в пресс-службе ОАО «РЖД» сообщили вчера, что техническое обслуживание будет продолжено в рамках действующего российского законодательства под руководством и контролем холдинга «РЖД». Но как именно, не уточняется.

О приостановке поставок и работы над новыми бизнесами в России немецкий концерн объявил 2 марта после введения санкций в отношении РФ. Siemens заявила, что приостанавливает контракт на поставку РЖД 13 новых высокоскоростных поездов «Сапсан». Бюджет это сделки составляет более €513 млн. При этом компания пообещала продолжить «локальную деятельность по обслуживанию и ремонту в строгом соответствии с санкциями».

В марте спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что место немецкого концерна могут занять другие. В частности, на рынке обсуждалась такая альтернатива по поставкам поездов предприятием «Уральские локомотивы» (входит в группу «Синара»).

Но встал один из главных вопросов – дальнейшее техническое обслуживание и поставки комплектующих для уже находящихся в России «Сапсанов». Детально эти планы ОАО «РЖД» не озвучило. Комментируя ситуацию с приостановкой контракта, генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров тогда заявил, что «Сапсаны» продолжат ходить и при возникновении каких-то нюансов РЖД будут запчасти дорабатывать, «искать варианты, как это будет работать».

Зампредседателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Виктор Дерябкин считает, что ОАО «РЖД» выстроит новые логистические цепочки, чтобы не потерять поставки скоростных электропоездов «Ласточка» и «Сапсан» после ухода из России немецкого концерна Siemens.

«Не могут все санкции долго действовать. На российском рынке, с такими протяженными железными дорогами, востребованность колоссальная. Я думаю, через некоторое время успокоятся и вернутся. Не вернутся – найдем решение», – заявил он.

В качестве одного из вариантов решения проблемы он назвал Новочеркасский электровозостроительный завод в Ростовской области. «Мы в свое время заграницу электровозами обеспечивали, поэтому ничего смертельного для нас нет. Заменить, конечно, можно будет эти поезда. Помедленнее, может быть, будем ездить, но ничего страшного в этом нет, будем двигаться однозначно», – высказался депутат.

Лидер общероссийского движения предпринимателей Андрей Ковалев в интервью СМИ согласился, что Siemens потеряет инвестиции с уходом из России. «Siemens уходит с технологиями, самыми современными, с компетенциями, с высокопрофессиональными сотрудниками из Германии, которые работали в России», – сказал он.

При этом некритичной ситуацию на сегодня видит эксперт транспортного развития территорий ООО «ЛабГрад» Илья Резников. «На первый взгляд все кажется драматичным. А на второй – оказывается, что у нас прикладывают все усилия для того, чтобы обойти запреты – иногда с помощью параллельного импорта, иногда через какие-то внутренние договоренности. Прекращение поставок «Сапсанов» прямо сейчас не критично», – рассуждает он.

Эксперт поясняет, что, во-первых, в РФ сейчас нет новых линий, где они нужны. Во-вторых, Германия не единственная страна в мире, производящая скоростные поезда.

«Другое дело, что молниеносно заказать и получить составы, например, из Китая тоже невозможно. Строительство подвижного состава, как любой сложной техники, – это достаточно длинная история. Ну а пока ходят слухи, что в среде железнодорожников обсуждается вариант резервирования отдельных составов в качестве доноров запчастей для других поездов. Это довольно печальный, но проверенный метод, иногда метко называемый «техническим каннибализмом». Если почему-то невозможно приобрести запчасти, то с одного поезда начинают переставлять на другой», – комментирует И. Резников.

В определенной степени с ним солидарен и главный редактор ROLLINGSTOCK Сергей Белов, который при этом подчеркивает, что РЖД придется учитывать в планах расчета обеспечения пассажиропотока между Санкт-Петербургом и Москвой, что поступлений оставшихся по контракту машин не будет. В то же время текущая ситуация создает все предпосылки для реализации широкомасштабной программы строительства ВСМ в России по опыту Китая как сильной меры по поддержке экономики. «Крупнейший производитель поездов ВСМ, китайская CRRC, сейчас испытывает проблемы со снижением заказа на внутреннем рынке, а наличие в портфолио зарубежного контракта желаемо ими уже несколько лет. Поэтому потенциальный китайский партнер будет очень даже договороспособен в части локализации и трансфера технологий, хотя и у наших производителей достаточно компетенций для создания отечественной техники», – рассуждает он.

Согласно его предположениям, вопрос дальнейшего сервиса и обслуживания поездов в РЖД и «Синаре» прорабатывают уже с начала марта. И стоит ожидать, что персонал, занятый на сервисных мощностях, перейдет сейчас или в РЖД, или в «Синару». «Таким образом, в краткосрочной перспективе, конечно, возможны ограничения, которые негативно скажутся на ритмичности производства и обслуживания, однако российская сторона сможет их преодолеть в перспективе одного года. К тому же у РЖД большой парк электропоездов и электровозов производства «Трансмашхолдинга», которые могут стать временной заменой в случае необходимости», – говорит он.

Ранее председатель МОО «Союз пассажиров» Кирилл Янков высказывался о том, что заменить «Сапсаны» отечественными поездами возможно, но на это потребуется не менее 4–5 лет. Сервисное обслуживание «Сапсанов» теоретически можно осуществить силами отечественных предприятий, но опять-таки возникает проблема с запчастями. По его мнению, эта проблема не совсем нерешаемая, как в авиации, где серых запчастей крайне мало. Но, скорее всего, количество «Сапсанов» в эксплуатации будет сокращаться с перестановкой запчастей со старых на новые поезда.

Он также напоминает, что с 29 апреля между Москвой и Санкт-Петербургом вновь пустили «Невский экспресс», который по времени в пути несущественно уступает «Сапсану». Гипотетически можно наладить массовый выпуск вагонов «Невского экспресса», однако возникнет проблема с электровозами: локомотивы, которые могут развивать скорость 200 км/ч, либо чешского производства, либо производятся совместно с Alstom (также приостановил поставки и инвестиции в Россию).

Компания Siemens работала в России с 1852 года, обеспечила РЖД высокоскоростными поездами из семейства электропоездов Velaro, которые получили брендовое название «Сапсан». С 2009 года было поставлено 16 десятивагонных поездов серии ЭВС1 постоянного тока и ЭВС2 – двойного питания. Был подписан контракт на техническое обслуживание на 30 лет.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions