• Ставка на полувагон
    3500
    -13 %
    руб./сут.
    апрель 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 62.05 0 EUR ЦБ РФ 64.44 0
    BTC 28738.07 usd BTC 1632322.38 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.03.2021 12:21:43
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Топливный потенциал: приживется ли СПГ на российском рынке?

Газотранспортный сектор в России имеет двойственную природу. С одной стороны, страна лидирует по запасам сырья и имеет потенциал наращивания добычи недорогого газа в моменте. В совокупности это формирует хорошую базу для развития газомоторного транспорта. С другой стороны, уже более 30 лет существуют различные государственные инициативы по переводу автомобилей на экологически безопасный и более дешевый вид топлива, но попытки никак не увенчаются успехом.
Топливный потенциал: приживется ли СПГ на российском рынке?
Зарубежный опыт

На российском рынке использование природного газа в качестве топлива не достигло даже 1%. Аналитики уверены, что газотранспортный сектор будет развиваться гораздо медленнее, чем ожидает государство. Например, цель потребления СПГ в 2,7 млрд куб. м, которая была поставлена к 2024 году, будет достигнута лишь к 2030-му.

«Единица этого вида топлива содержит больше энергии, и транспорт на сжиженном газе преодолевает большее расстояние без дозаправки. Использование СПГ оправданно для дальних перевозок, для спецтехники, сельхозтехники и техники, добывающей полезные ископаемые открытым способом. КПГ лучше подходит для городских перевозок, например муниципального транспорта», – рассказала София Галас, аналитик IHS Markit, в рамках доклада на 7-м Международном СПГ Конгрессе Россия 2021.

Если обратить внимание на опыт других стран в переходе на природный газ в качестве топлива, то существует два показательных примера. Первый – США, где пытались развить транспорт, работающий на метане. Страна является крупнейшим производителем газа и крупнейшим автомобильным рынком одновременно, но, как и в России, КПГ и СПГ остаются нишевыми видами топлива.

«Число автомобилей на метане в США – 175 тыс., и это 0,5% от всего рынка. Что же является препятствием на внедрение? До обвала цен на нефть в 2014 году разница в цене на бензин и газ была значительная, почти в два раза. После 2014-го СПГ потерял большую часть своей ценовой конкурентоспособности, а в апреле 2020 года и вовсе стал дороже, чем бензин. Соответственно, никакой экономической выгоды переходить на газовое топливо нет. Заправочных станций СПГ в США всего 70. Если сравнить с количеством станций для электромобилей (16 тыс.), становится понятно, что газотранспортный сектор практически не развивается», – рассказала С. Галас.

Страна с совершенно противоположным вектором развития газотранспортного сектора – Китай, где успешно был осуществлен переход большого количества автомобилей на метан. Согласно статистике, количество транспортных единиц, работающих на газе, составляет около 10,5 млн.

«В Китае остро стоит экологическая проблема, и политика государства направлена на то, чтобы максимально снижать вредные выбросы. Перевод транспорта на газ – это одна из мер. Кроме того, в стране большая разница в стоимости разных видов топлива. Все-таки это обязательное условие – цена на КПГ и СПГ должна быть ниже, чем на дизель и бензин. В Китае сложилась ситуация, когда и государство, и производители двигателей на СПГ и КПГ были заинтересованы в развитии рынка. И эффект достигнут в короткие сроки», – отметила С. Галас.

Бюрократия и другие препятствия

Стратегия по развитию рынка газомоторного транспорта в России была объявлена в 2013 года. Цель по потреблению КПГ к 2020-му – 10 млрд куб. м, количество заправочных станций – 1500 шт. В результате потребление составляет около 1 млрд куб. м, а заправок – 200 шт. Почему не получилось? Рассматривать ситуацию стоит как с точки зрения продавца, так и с точки зрения покупателя.

«Со стороны ритейла мы видим крайне медленный рост числа заправочных станций, это связано с высокими затратами на строительство. По разным оценкам, ввод одной заправки обойдется в 60 млн руб. Текущие требования к пожарной безопасности, обслуживанию требуют сбора разрешительных документов, что затягивает строительство и ведет к окупаемости в 12–13 лет. Кроме того, даже если вы успешно запустили заправку, это не значит, что появится потребитель», – отмечает С. Галас.

Преградами для перехода на массовое использование СПГ в качестве топлива становятся бюрократические барьеры, высокая стоимость оборудования для безопасной транспортировки и хранения сырья, а также в целом непонимание, что такое сжиженный природный газ.

«Мы говорим: СПГ, СПГ, СПГ… А что это такое? Действующий ГОСТ не определяет никаких вообще характеристик, то есть марка А недостижима, а марка B – это непонятный каст. Поэтому тот, кто реализовывает СПГ-проекты, должен задать вопрос: что это за газ? Он бывает холодный, теплый, и в зависимости от этого меняются настройки оборудования. Важно понимать, какой физико-химический состав газа, какая у него чистота. Для меня было удивление, что в СПГ бывает грязь!» – отметил Алексей Абакумов, инженер компании «Криогаз моторное топливо».

Он обратил внимание, что нельзя хранить СПГ-транспорт и обслуживать его в привычных боксах. Требуется подготовка дорогостоящей системы оснащения приточно-вытяжной вентиляции и использование оборудования по дегазации. Кроме того, СПГ-бак – это тоже сложное техническое устройство с большим числом запорной арматуры и контрольно-измерительных приборов. Вопросы по безопасной эксплуатации транспорта, доставке и хранению СПГ до конца не проработаны, и инженерам приходится решать их опытным путем.

А что дальше?

«Наиболее привлекателен переход на природный газ для тех видов транспорта, где большой расход топлива и годовой пробег (грузовики, такси). Государственные субсидии играют большую роль, и коммерческий транспорт может выиграть от перехода на газовое топливо. Что касается СПГ, то в 2020 году была принята дорожная карта по развитию сектора. Она включает в себя меры по гармонизации российских стандартов по вводу и эксплуатации заправок с западными. Это должно снизить затраты на строительство станций», – отметила С. Галас.

Транспортные аналитики ожидают, что пройдет немало времени, прежде чем падут бюрократические барьеры. К 2023–2024 гг. потребители оценят, что переход на СПГ целесообразен, начнется постепенный рост спроса. К 2035 году, по оценкам экспертов, потребление СПГ достигнет 500 тыс. т и основная доля спроса придется на транспорт, осуществляющий международные перевозки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions