+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.03.2021 12:21:43
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Топливный потенциал: приживется ли СПГ на российском рынке?

Газотранспортный сектор в России имеет двойственную природу. С одной стороны, страна лидирует по запасам сырья и имеет потенциал наращивания добычи недорогого газа в моменте. В совокупности это формирует хорошую базу для развития газомоторного транспорта. С другой стороны, уже более 30 лет существуют различные государственные инициативы по переводу автомобилей на экологически безопасный и более дешевый вид топлива, но попытки никак не увенчаются успехом.
Зарубежный опыт

На российском рынке использование природного газа в качестве топлива не достигло даже 1%. Аналитики уверены, что газотранспортный сектор будет развиваться гораздо медленнее, чем ожидает государство. Например, цель потребления СПГ в 2,7 млрд куб. м, которая была поставлена к 2024 году, будет достигнута лишь к 2030-му.

«Единица этого вида топлива содержит больше энергии, и транспорт на сжиженном газе преодолевает большее расстояние без дозаправки. Использование СПГ оправданно для дальних перевозок, для спецтехники, сельхозтехники и техники, добывающей полезные ископаемые открытым способом. КПГ лучше подходит для городских перевозок, например муниципального транспорта», – рассказала София Галас, аналитик IHS Markit, в рамках доклада на 7-м Международном СПГ Конгрессе Россия 2021.

Если обратить внимание на опыт других стран в переходе на природный газ в качестве топлива, то существует два показательных примера. Первый – США, где пытались развить транспорт, работающий на метане. Страна является крупнейшим производителем газа и крупнейшим автомобильным рынком одновременно, но, как и в России, КПГ и СПГ остаются нишевыми видами топлива.

«Число автомобилей на метане в США – 175 тыс., и это 0,5% от всего рынка. Что же является препятствием на внедрение? До обвала цен на нефть в 2014 году разница в цене на бензин и газ была значительная, почти в два раза. После 2014-го СПГ потерял большую часть своей ценовой конкурентоспособности, а в апреле 2020 года и вовсе стал дороже, чем бензин. Соответственно, никакой экономической выгоды переходить на газовое топливо нет. Заправочных станций СПГ в США всего 70. Если сравнить с количеством станций для электромобилей (16 тыс.), становится понятно, что газотранспортный сектор практически не развивается», – рассказала С. Галас.

Страна с совершенно противоположным вектором развития газотранспортного сектора – Китай, где успешно был осуществлен переход большого количества автомобилей на метан. Согласно статистике, количество транспортных единиц, работающих на газе, составляет около 10,5 млн.

«В Китае остро стоит экологическая проблема, и политика государства направлена на то, чтобы максимально снижать вредные выбросы. Перевод транспорта на газ – это одна из мер. Кроме того, в стране большая разница в стоимости разных видов топлива. Все-таки это обязательное условие – цена на КПГ и СПГ должна быть ниже, чем на дизель и бензин. В Китае сложилась ситуация, когда и государство, и производители двигателей на СПГ и КПГ были заинтересованы в развитии рынка. И эффект достигнут в короткие сроки», – отметила С. Галас.

Бюрократия и другие препятствия

Стратегия по развитию рынка газомоторного транспорта в России была объявлена в 2013 года. Цель по потреблению КПГ к 2020-му – 10 млрд куб. м, количество заправочных станций – 1500 шт. В результате потребление составляет около 1 млрд куб. м, а заправок – 200 шт. Почему не получилось? Рассматривать ситуацию стоит как с точки зрения продавца, так и с точки зрения покупателя.

«Со стороны ритейла мы видим крайне медленный рост числа заправочных станций, это связано с высокими затратами на строительство. По разным оценкам, ввод одной заправки обойдется в 60 млн руб. Текущие требования к пожарной безопасности, обслуживанию требуют сбора разрешительных документов, что затягивает строительство и ведет к окупаемости в 12–13 лет. Кроме того, даже если вы успешно запустили заправку, это не значит, что появится потребитель», – отмечает С. Галас.

Преградами для перехода на массовое использование СПГ в качестве топлива становятся бюрократические барьеры, высокая стоимость оборудования для безопасной транспортировки и хранения сырья, а также в целом непонимание, что такое сжиженный природный газ.

«Мы говорим: СПГ, СПГ, СПГ… А что это такое? Действующий ГОСТ не определяет никаких вообще характеристик, то есть марка А недостижима, а марка B – это непонятный каст. Поэтому тот, кто реализовывает СПГ-проекты, должен задать вопрос: что это за газ? Он бывает холодный, теплый, и в зависимости от этого меняются настройки оборудования. Важно понимать, какой физико-химический состав газа, какая у него чистота. Для меня было удивление, что в СПГ бывает грязь!» – отметил Алексей Абакумов, инженер компании «Криогаз моторное топливо».

Он обратил внимание, что нельзя хранить СПГ-транспорт и обслуживать его в привычных боксах. Требуется подготовка дорогостоящей системы оснащения приточно-вытяжной вентиляции и использование оборудования по дегазации. Кроме того, СПГ-бак – это тоже сложное техническое устройство с большим числом запорной арматуры и контрольно-измерительных приборов. Вопросы по безопасной эксплуатации транспорта, доставке и хранению СПГ до конца не проработаны, и инженерам приходится решать их опытным путем.

А что дальше?

«Наиболее привлекателен переход на природный газ для тех видов транспорта, где большой расход топлива и годовой пробег (грузовики, такси). Государственные субсидии играют большую роль, и коммерческий транспорт может выиграть от перехода на газовое топливо. Что касается СПГ, то в 2020 году была принята дорожная карта по развитию сектора. Она включает в себя меры по гармонизации российских стандартов по вводу и эксплуатации заправок с западными. Это должно снизить затраты на строительство станций», – отметила С. Галас.

Транспортные аналитики ожидают, что пройдет немало времени, прежде чем падут бюрократические барьеры. К 2023–2024 гг. потребители оценят, что переход на СПГ целесообразен, начнется постепенный рост спроса. К 2035 году, по оценкам экспертов, потребление СПГ достигнет 500 тыс. т и основная доля спроса придется на транспорт, осуществляющий международные перевозки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions