+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
20.02.2023 16:59:59
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Стихийные бедствия и узкие места: Турция и Россия ищут новые логистические пути

Вчетверо выросла стоимость паромной доставки грузов из Турции в Россию в январе 2023 года, автотранспортом – вдвое, авиаперевозка выросла в цене на 70%. Об этом РЖД-Партнеру рассказали участники рынка. При этом сроки доставки увеличились примерно на 2 недели. Причиной такого дисбаланса называют недостаток провозных мощностей на линии. РЖД-Партнеру указали как на сложности в порту Новороссийска, так и на перебои в работе погранперехода Верхний Ларс.
Море волнуется. Раз

Семь крупных операторов приостановили отгрузки в отечественные порты в 2022 году. В начале 2023 года на морских линиях новые операторы – как турецкие и российские, так и китайские. Грузы доставляют в том числе фидерными судами малой вместимости (до 1 тыс. TEU), которые компании фрахтуют с экипажем на время по модели «тайм-чартер», об этом рассказывает руководитель управления международной логистики Melon Fashion Group Юлия Вечерская.

Однако на рынке между грузовладельцами идет острая конкурентная борьба, побеждает в ней тот, кто готов заплатить за морскую перевозку на 70% больше. Адиль Акавов, генеральный директор Eurasian Logistics Solutions, говорит, что в январе стоимость фрахта морского судна составила $8,5 тыс. Но морских сервисов не хватает, впрочем, как и портовых мощностей, поэтому сроки доставки могут занимать месяц при реализации негативного сценария, или 2 недели – при позитивном.

В первые 2 недели февраля реализуется негативный: в порту Новороссийска шторм и плохая погода сценарий даже ухудшили. Впрочем, этой зимой суда на рейде застревали недели на две из-за штормовых предупреждений, признаются участники рынка. Ждать хорошей погоды у моря грузовладельцы не готовы, но новые линии выставляют им новые же, еще более высокие ставки по доставке грузов. «Терминалы забиты контейнерами. Сложности есть и со сдачей контейнеров, приходится их сдавать на сторонние терминалы, но и их крайне мало», – разъясняют участники рынка. Контейнеры предоставляются или до портов, или в крупные города России, а вопрос их возврата обратно владельцам до сих пор не урегулирован, отсюда низкая оборачиваемость, объясняют РЖД-Партнеру участники рынка.

Можно и вовсе отказаться от контейнеров и доставлять грузы паромами: перегрузки на конечной точке нет, поэтому грузы идут на 30% быстрее, чем в контейнерах морем, говорит А. Акавов. Но Россию и Турцию связывают всего три парома совокупной вместимостью максимум 150 автопоездов.

«Этого очень мало в условиях роста объема импорта», – говорит А. Акавов.

Участники рынка заявляют и об острой нехватке po-po паромов. Между тем стоимость доставки только ро-ро грузов паромами подорожала втрое. Удивительно, но к факторам, задерживающим грузы, участники рынка относят и таможню, она «сбоит» в оформлении грузов. Рассказывают, что таможня на складе временного хранения в Новороссийске не может отследить статус товаров, которые выпускаются до подачи декларации уполномоченным экономическим оператором, а системы центра электронного декларирования и СВХ не интегрированы.

«Грузовладельцы вынуждены в бумажной форме предоставлять таможенные и коммерческие документы по месту нахождения груза, из-за чего время оформления грузов из Турции для УЭО увеличивается на 10–30%», – рассказывает руководитель управления международной логистики Melon Fashion Group Ю. Вечерская.

Сухопутные погранпереходы под угрозой схода лавин. Два

Проектные мощности сухопутного погранперехода Верхний Ларс предполагают пропуск до 4 тыс. автотранспортных средств, общее количество полос движения увеличено до 39. В конце прошлого года погранпереход пропускал до 2,5 тыс. транспортных средств в сутки, однако в феврале 2023 через Верхний Ларс проезжают максимум 650 большегрузов, об этом говорит Оксана Феоктистова, директор бизнес-юнита ПЭК: GLOBAL. Большегрузы вынуждены лавировать между погранпереходами из-за опасности схода лавин.

«КПП Верхний Ларс часто закрыт из-за погодных условий и не справляется с объемами. Поэтому часть грузопотоков компании вынуждены перенаправлять на погранпереходы между Азербайджаном и Дагестаном (МАПП Яраг-Казмаляр и МАПП Тагиркент-Казмаляр)», – говорит она.

Такое решение увеличивает доставку из Турции на тыс. км. Однако пропускная способность МАПП Яраг-Казмаляр чуть более 200 большегрузов в сутки, поэтому на соседнем Тагиркент-Казмаляр обустроены две дополнительные полосы. Но, с учетом темпов роста грузопотока, пропускной способности обоих погранпереходов недостаточно, добавляет О. Феоктистова.

По состоянию на 6 февраля, срок автодоставки из Турции увеличился до 30 суток. А стоимость перевозки к концу 2022 года удвоилась – до $9,8 тыс., говорит Александр Кибальников, генеральный директор СПАК. И в ближайшие две недели ситуация на сухопутных погранпереходах явно не стабилизируется, говорят участники рынка.

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions