+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.09.2020 11:25:13
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Спасут ли компенсационные высадки при расширении БАМа экосистему вокруг магистрали?

Расширение пропускной способности Байкало-Амурской магистрали в последнее время привлекает к себе все больше внимания экологов. Борцы за сохранение природы опасаются, что строительство дополнительных железнодорожных путей и необходимой для них инфраструктуры приведет к такой вырубке леса, последствия которой окажут существенное негативное влияние на экологию территории. Однако по российскому законодательству ответственные за реализацию проекта обязаны высадить по меньшей мере столько же зеленых насаждений, сколько пришлось срубить для продолжения работы.
Но и эта мера вызывает ряд вопросов как у экспертов в области экологии, так и у экспертов со стороны железнодорожников. В частности, встает вопрос о контроле качества саженцев, которые будут использоваться при таких посадках. Руководители железных дорог на местах смогут проконтролировать непосредственно процесс высадки и убедиться, что соотношение 1:1 соблюдено. А вот проверить, соответствуют ли новые растения всем требованиям, приживутся ли они и не нанесут ли вреда уже существующей экосистеме, сотрудники РЖД вряд ли смогут.

«Одно дело – взять на себя обязательство в том, что мы будем восполнять саженцами то, что вырубили. И другое дело – контроль того, чтобы эти саженцы были необходимого качества, не были заражены паразитами, соответствовали нормам. Вот в этой части, я боюсь, со стороны железнодорожников контроля требовать сложно ввиду отсутствия соответствующих компетенций», – уверен Павел Иванкин, президент Института исследования проблем железнодорожного транспорта

Если проверка саженцев не будет проводиться должным образом, велик риск не только не компенсировать вырубку деревьев, но и существенно ухудшить состояние экологии рядом с территорией строительства магистрали. Аналогичное происшествие уже случалось в другом российском регионе несколько лет назад – во время олимпийского строительства в Сочи для прокладывания тоннелей пришлось вырубить часть самшитового леса.

«Это было разрешено с последующей компенсационной высадкой. Но для нее использовали саженцы из Греции, зараженные вредителями, и эти вредители потом уничтожили и новые саженцы, и коренные леса», – поясняет заведующий лабораторией геохимии и рудообразующих процессов Геологического института Сибирского отделения РАН Евгений Кислов.

Эксперт высказался о том, что не считает уместным в данном случае делать шаг к послаблению таможенного контроля для ввоза компенсационных растений на территорию России. Ведь именно на границе в первую очередь проверят наличие документов, подтверждающих, что саженцы полностью здоровы.

При этом компенсационные высадки не смогут решить всех проблем, возникающих из-за вырубки леса при расширении БАМа. Полноценно заменить взрослые деревья у молодых растений получится далеко не во всем, убежден член бюро Научного совета РАН по лесу Александр Онучин.

«В части поглощения выбросов, регулирования водного режима они, конечно, могут быть полезными. Но есть еще и другие последствия от создания инфраструктурных объектов, которые посадки никак не решат», – выразил он свое мнение.

Кроме того, посадки как таковые в ряде случаев могут оказаться нецелесообразными, считает эксперт. По его словам, это достаточно затратное занятие, но при этом неграмотно проведенное озеленение может оказаться бесполезным в качестве компенсации вырубок в конкретной зоне. Поэтому А. Онучин предлагает обратить внимание и на альтернативные методы восстановления экологического баланса.

«Может быть, лучше где-то вкладывать средства и силы в сохранение тех лесов, которым угрожает такая проблема, в охрану, защиту лесов, в уход за лесами. И сейчас на слуху проблема – заброшенные сельхозугодья, которые зарастают лесами, и они, по сути дела, являются бесхозными. Уход за ними не ведется, они горят и даже создают проблемы. Вот на это, я считаю, в рамках страны надо обращать внимание и если не переводить такие земли в лесной фонд, то разрешать ведение лесного хозяйства на этих землях. Чтобы они служили для компенсационной посадки и давали какую-то лесную продукцию», – советует он.

При этом, по утверждению специалистов, ряд СМИ, освещавших тему вырубки лесного массива для расширения БАМа, несколько преувеличил проблему. В публикациях часто говорится о сплошной вырубке и о вырубке в коммерческих целях. Но такие тезисы, уверяет заместитель министра природы и природных ресурсов Республики Бурятии, не вполне корректны.

«Что касается сплошных рубок – таких массовых, как пишут СМИ, мы не допустим. Все будет как прописано в законе, только участки под инфраструктуру. Это касается и перевода земель лесного фонда, и проведения сплошных рубок. Никаких коммерческих рубок не предусматривается и не предусматривалось», – сообщила она.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions