+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
24.03.2022 09:39:14
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Siemens приостановил контракт на поставку новых Сапсанов. Что это значит?

Объем пассажиропотока на линии Санкт-Петербург – Москва, который обслуживает «Сапсан», в новых условиях вряд ли уменьшится, а с дефицитом предложения можно будет справиться. Такое мнение высказали РЖД-Партнеру эксперты рынка в разговоре о последствиях приостановки немецкой компанией Siemens контракта на поставку новых «Сапсанов» в Россию.
Напомним, что генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров днем ранее заявил об этом в Совете Федерации. «Нас уведомили, что на данный момент контракт приостанавливается по покупке», – заявил он, отметив, что «до последнего момента» велись переговоры.

Договор о техническом обслуживании поездов «Сапсан» продолжает свое действие. Как уже ранее сообщал РЖД-Партнер, в моторвагонном депо Санкт-Петербург-Московское (Металлострой) за период с 2006 года, партнерства с компанией Siemens, локализовано производство широкого спектра сервисов и номенклатуры деталей, которые требуется периодически ремонтировать или менять. Здесь есть своя ремонтная база. Но под вопросом техническое обслуживание и поставки комплектующих для уже находящихся в России «Сапсанов». Пока эти планы РЖД не озвучивают. Более того, эксперты обращают внимание на необходимость решения вопроса с заменой старого двигателя на новый.

О. Белозеров подчеркнул, что «Сапсаны» продолжат ходить и при возникновении каких-то «нюансов» РЖД будут запчасти дорабатывать, «искать варианты, как это будет работать».

Директор по развитию ООО «Дорнадзор» Петр Атаев обращает внимание на будущее пассажирского спроса, на динамику которого влияют разные факторы. С одной стороны, он может сократиться в силу влияния санкций в целом на экономику и как следствие – снижения деловой активности, в том числе между столицами. С другой стороны, с учетом сложной ситуации в авиационной отрасли у РЖД появляется возможность перехватить тех клиентов, которые раньше предпочитали авиасообщение между Санкт-Петербургом и Москвой.

Другой собеседник издания не исключает повышения стоимости проезда на этом направлении в краткосрочной перспективе в связи со снижением покупательной способности населения и ростом инфляции. Здесь эксперты не исключают рассмотрения вопроса о субсидировании этого роста.

Начальник научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» РУТ (МИИТ) Алексей Колин рассуждает, что в условиях сокращения возможностей для путешествия россиян за рубежом спрос на перевозки во внутреннем сообщении как минимум не будет снижаться, а скорее всего – увеличиваться.

«Учитывая высокую привлекательность Санкт-Петербурга как туристического объекта в коридоре Москва – Санкт-Петербург, спрос на перевозки тоже будет расти, а это значит, что проблема дефицита предложения со стороны перевозчика скоростными поездами «Сапсан» в условиях, когда провозную способность нельзя будет наращивать (новые составы поезда «Сапсан» должны были удвоить вместимость курсирующих за счет прицепки второго состава к уже имеющемуся), будет чувствоваться довольно остро», – высказывается он.

С другой стороны, у перевозчиков холдинга есть некоторые резервы по компенсации недостающей провозной способности. Так, на часть ниток расписания поездов «Сапсан» можно вывести вагоны типа «Невский экспресс» с электровозами ЭП20. Время хода таких поездов может быть идентично времени нахождения в пути поездов «Сапсан» и составит около 4 ч.

А. Колин добавляет, что еще часть ниток можно обеспечить менее скоростным подвижным составом – двухэтажными сидячими вагонами с электровозами ЭП20, ЧС200 со временем в пути около 6 ч. Сами же поезда «Сапсан» целесообразно эксплуатировать по системе многих единиц – сцепленными по два в составе поезда. Цель такой меры – рациональное использование пропускной способности линии.

Не видит никаких предпосылок для катастрофических прогнозов и промышленный эксперт Леонид Хазанов. «РЖД могут продлить эксплуатацию на маршруте Москва – Санкт-Петербург действующих «Сапсанов». Как вариант – они могут поменять «Сапсаны» на «Ласточки», хотя они немного отличаются друг от друга. Зато производство «Ласточек» в России отличается высоким уровнем локализации и оно может поставить необходимое число поездов для линии», – говорит он.

По мнению эксперта, хватит года для замены замороженных Siemens «Сапсанов» российскими поездами. Главное, чтобы у РЖД были средства на их приобретение.

Сейчас на долю поездов «Сапсан» приходится более половины пассажиропотока линии Санкт-Петербург – Москва. Ежесуточно они делают здесь до 30 рейсов, перевозя в среднем около 15 тыс. пассажиров. По итогам 2021 года перевозки пассажиров поездами «Сапсан» выросли на 52% – услугами высокоскоростных поездов воспользовалось почти 5,4 млн пассажиров. Всего с начала эксплуатации высокоскоростных поездов «Сапсан» ими перевезено свыше 48 млн пассажиров.

В прошлом году из Германии прибыло три новых «Сапсана», в настоящее время ведутся пусконаладочные работы и сертификационные испытания. Их планируется запустить к Петербургскому международному экономическому форуму в июне.

До решения о прекращении поставок, в 2019 году, Siemens, «Синара» и РЖД договорились о поставке 13 десятивагонных составов «Сапсан», исполнение контракта было намечено на сентябрь 2022 – июль 2023-го. Общая стоимость контракта на поставку называлась €513,5 млн.

В этом разговоре стоит также отметить, что на фоне функционирования скоростного железнодорожного сообщения между столицами возникает вопрос о дальнейшей судьбе проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург. В конце прошлого года на фоне дефицита инвестпрограммы пришлось неожиданно для всех пересмотреть планы по развитию ВСМ. И тогда первоочередной задачей властей была названа модернизация Восточного полигона, которая сегодня будет активизирована в связи с переориентацией грузовых потоков.

«Для меня строительство ВСМ Москва – Санкт-Петербург и ранее было сомнительно с точки зрения целесообразности. Теперь перспективы проекта еще менее очевидны», – комментирует П. Атаев.

Как ранее отмечал РЖД-Партнер, аналогично можно сказать об открытии и новых линий, на которые планировались «Сапсаны».

Ранее РЖД-Партнер писал, что на официальном сайте РЖД исчезли из продажи билеты на поезда «Сапсан», которые стоят в расписании с 1 июня. В ответ на поисковые запросы выдается следующее: «Нет информации о свободных местах». При этом купить билет на «Сапсан» на 31 мая еще возможно. Как сообщил источник в Дирекции скоростного сообщения – филиале ОАО «РЖД», на данный момент возникли технические вопросы, связанные с порядком продажи билетов, которые должны быть в ближайшее время решены. После этого билеты снова появятся в продаже. Сегодня купить билеты на «Сапсан» отправлением с 1 июня нельзя.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions