+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
03.04.2020 16:49:15
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

РЖД применили неполное время

Стало известно, что 1 апреля советом директоров железнодорожной монополии в режиме заочного голосования единогласно принято решение одобрить применение режима неполного рабочего времени. Решение объясняется негативными макроэкономическими изменениями, падением погрузки и снижением финансовых потоков в инвестиционные программы. В то же время необходимо признать, что падение погрузки коснулось в первую очередь низкодоходных грузов и убытки компании не носят катастрофического характера. Меры по снижению издержек должны быть соразмерны ситуации и проходить по контролем госрегуляторов и профсоюзов.
По данным РЖД, падение погрузки в марте составило 5,5%, до 106,6 млн т. По итогам I квартала года снижение зафиксировано чуть меньше – 3,8%? или 300 млн т. Это значительно больше годового спада в 0,9% за 2019 год и ставит под сомнение прогноз руководителя ОАО «РЖД» Олега Белозерова в падении по итогам года на те же самые 0,9%.

По оценке ИПЕМ, выручка холдинга и операторов из-за падения погрузки только в марте потеряла 13 млрд руб., из которых на долю госкомпании приходится 3 млрд. Эксперты института также указывают, что подобный спад погрузки в размере около 5% последний раз наблюдался в 2013 году. В нынешней ситуации более всего пострадали экспортные перевозки: уголь, лес и металлы.

«Прежде всего, пострадали перевозки экспортного угля через порты Северо-Запада и Юга России. Устойчивый тренд на рост угольных перевозок наблюдается только на Восточном полигоне. В настоящее время на этом направлении существует дополнительный спрос на уголь со стороны Китая, шахты которого еще не вышли на докризисный уровень», – говорится в сообщении ИПЕМ.

В ЦОС РЖД ситуацию также связали с внешними факторами, в частности, в основном с ухудшением конъюнктуры на основных товарных рынках, в первую очередь каменного угля, леса, нефти, черных металлов.

Если воспользоваться статистикой РЖД, то можно увидеть, что квартальное падение перевозок угля составило 10,2% к этому же периоду 2019 года, кокса – 4,6%, леса – 5,3%, нефти и нефтепродуктов – 3,2%, черных металлов – 7%, зерна – 6%. Некоторые грузы, такие как строительные материалы или руда, показали даже небольшой рост. В общей сложности стоит признать, что лидером по падению объемов стали угольные грузы. Наши добывающие компании серьезно потеряли рынки сбыта в Средиземноморском регионе и Северной Европе. Рынок угля в странах АТР сохраняет свои объемы, но азиатские поставки не могут полностью заменить для железнодорожников и угольщиков европейские рынки по причине инфраструктурных ограничений пропускной способности в этом направлении.

Падение погрузки, конечно, вещь печальная. Особенно на фоне положений ДПР ОАО «РЖД», где зафиксирован ее непрерывный рост на период до 2025 года. Под этот рост компания обосновывала получение инвестиций в развитие инфраструктуры и даже прямые вливания из бюджета. Но нельзя не заметить того факта, что более всего упали перевозки угля, дешевого груза 1 тарифного класса, которые, согласно ранее высказывавшейся позиции ОАО «РЖД», не было очень выгодными для компании.

В 2016 году О. Белозеров заявлял, что рост угольных перевозок для железных дорог означает субсидирование ими угольной отрасли. Во время сочинского форума 2016-го глава РЖД рассказал, что при перевозках угля на дальнее расстояние перевозчик с учетом действующего прейскуранта не покрывает даже текущих затрат. «Средний уровень тарифа на перевозки энергетического угля находится ниже базового уровня тарифа 1 класса Прейскуранта № 10-01 примерно на 50%, 2 тарифного класса, который является уровнем безубыточности – более 70%», – констатировал тогда он.
Таким образом, если воспользоваться логикой, сокращение погрузки невыгодных угольных грузов должно, наоборот, принести компании не убытки, а прибыль, связанную с сокращением издержек. Кроме этого, падение перевозок позволит высвободить какое-то количество локомотивного парка, снизить нагрузку на сеть и провести необходимые регламентные работы. А также сохранить средства для фонда заработной платы.

Пока что мы видим, что на фоне снижения погрузки совет директоров РЖД принимает решение о применении режима неполного рабочего времени, в том числе и по соглашению сторон между работником и работодателем. Его необходимость объясняется падением квартальной погрузки на 5%, снижением грузооборота на 5,9%, пассажирских перевозок – почти на 40%, а также разрывом финансовых потоков обеспечения операционной деятельности компании. Решение принимается единогласно. Ранее в письме к членам совета директоров О. Белозеров предложил обратиться в ЦК Роспрофжела с просьбой о поддержке и проведении разъяснительной работы в трудовых коллективах данного предложения.
Глава Роспрофежела Николай Никифоров подтвердил получение письма генерального директора ОАО «РЖД» членам совета директоров компании от 31 марта , в котором он предлагает из-за сложной экономической ситуации перейти на неполный рабочий день для сотрудников компании, в том числе и членов правления.

«Письмо у нас есть. Мы его изучаем и вырабатываем позицию. О ней будет оперативно сообщено членам профсоюза и общественности», – прокомменитировал Н. Никифоров.

Он также отметил, что в данном случае речь идет не о каком-либо приказе, а только о письме с предложениями. «О сокращении персонала речи не идет», – резюмировал глава Роспрофжела.

Скорее всего, в профсоюзе одобрят решение совета директоров. Дело в том, что эта мера не нова для ОАО «РЖД». В период президентства Владимира Якунина, которое пришлось на экономический кризис 2008 года и последующих лет, такой режим регулярно применялся в компании для предотвращения увольнений персонала и снижения издержек. Но его применение носило более открытый и понятный характер.

По словам бывшего сотрудника ОАО «РЖД», председателя экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, тогда президент компании и глава Роспрофжела открыто выступили перед коллективом компании и объяснили, что данная мера в первую очередь направлена на сохранение персонала. Альтернатива данной мере – сокращение штатов более чем на 10%. Тогда железнодорожники выбрали вариант сокращения фонда оплаты труда.

«В прошлый раз все сотрудники компании написали заявление на трехдневный отпуск за свой счет, но при этом находились на своих рабочих местах. Скорее всего, примерно такая схема будет применена и в этом году. Конкретное количество дней может быть дифференцировано в зависимости от места работы», – рассказал он.

Интересно, что снижение затрат на финансирование фонда оплаты труда в ОАО «РЖД» всего лишь на 1 день позволяет экономить около 3 млрд руб. Согласно отчету компании за I полугодие 2019-го, затраты на оплату труда сотрудника составили 423 млрд руб. По оценке ИПЕМ, падение выручки (не прибыли) за неудачный март 2020 года составило для компании 3 млрд руб. Получается, что сокращение рабочего времени всего лишь на 1 рабочий день позволяет компании с лихвой компенсировать убытки от сокращения погрузки. Дальнейшее применение этого механизма позволяет получить необоснованную экономию средств за счет интересов работников.

По словам президента национальной ассоциации транспортников Георгия Давыдова, в ОАО «РЖД» и при обычных объемах перевозок на малодеятельных линиях применялась особая система управления труда работников.

«Увольнять персонал во время пандемии нельзя, не платить заработную плату тоже нельзя. Поэтому и объявляется такой режим для экономии издержек. Транспорт не может прекратить свою работу, РЖД не могут отказаться от соблюдения действующих правил, поэтому люди продолжат трудиться. А вот кто как будет зарабатывать, это неизвестно», – прокомментировал он решение руководства компании.

По мнению Г. Давыдова, при дальнейшем снижении погрузки в ОАО «РЖД» возможна дальнейшая оптимизация персонала, в особенности той части, которая занимается документооборотом.

Нужно признать, что для руководства ОАО «РЖД» переход на неполный режим рабочего времени – непопулярная, но вынужденная мера. Затраты на текущее содержание инфраструктуры при снижении объемов не снижаются и монополия обязана их нести даже при снижении прибыли. Главное, чтобы процесс, напрямую задевающий интересы 700-тысячного коллектива крупнейшего работодателя страны, проходил в рамках законодательства и под контролем профсоюзных и государственных органов. В действующих условиях компании выгоднее вести более открытую информационную политику, что позволит не повышать градус социальной напряженности и увеличит доверие к ее руководству.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions