+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
01.06.2020 08:59:33
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Рынок авиаперевозок в июне снизится минимум на 70% в годовом выражении

Рынок авиаперевозок в июне по отношению к апрелю и маю этого года несколько оживится, но серьезного увеличения подвижности населения ожидать не приходится, считают эксперты, опрошенные ТАСС.
При этом, по их мнению, сокращение рынка в первый летний месяц по отношению к июню 2019-го составит минимум 70%. Среди факторов, которые могут затормозить восстановление рынка, – обязательный карантин в 2 недели во многих городах внутри России, снижение доходов граждан и общая эпидемиологическая обстановка. Кроме того, рынок международных полетов пока остается закрытым.

Перевозки пассажиров по итогам апреля сократились, по данным Росавиации, на 92,1% по сравнению с апрелем 2019 года. При этом на международных рейсах снижение составило 99,4% (с конца марта можно выполнять только вывозные пассажирские рейсы, предназначенные для возвращения граждан РФ домой из-за рубежа), на внутренних – 87%. Всего за апрель российские компании перевезли рекордно малое число пассажиров – 739,5 тыс. Для сравнения: год назад показатель составлял более 9 млн пассажиров. Официальных данных за май Росавиациия пока не публиковала, но, скорее всего, они будут не более радужными: по данным Международной ассоциации аэропортов, к 30 мая пассажиропоток крупнейших российских аэропортов весь месяц держался максимум на уровне 10% от мая 2019 года.

Российские перевозчики, которые вынуждены были серьезно сокращать полетные программы внутри РФ из-за низкого спроса в апреле – мае, уже так или иначе заявили о планах по наращиванию количества полетов в июне. Так, например, S7, которая по итогам апреля впервые обошла "Аэрофлот" по количеству перевезенных пассажиров и стала крупнейшей авиакомпанией РФ, надеется, что трафик в мае увеличится вдвое.

"Ослабление карантинных мер, безусловно, отражается на спросе. Однако сегмент личных путешествий восстанавливается крайне сдержанно, корпоративных – активнее. Мы планируем восстановить полеты по всем маршрутам внутри страны, которые выполняли летом 2019-го и зимой 2020 года. Мы рассчитываем, что объем операций S7 Airlines в июне будет вдвое выше в сравнении с апрелем. При этом в компании ожидают прироста пассажиропотока уже по итогам мая. "В мае мы ожидаем плюс 30% к апрелю, в июне – 40% к маю. Тем не менее пассажиропоток июня все равно будет значительно ниже уровня 2019 года", – отметили в авиакомпании.

Главный конкурент S7, группа "Аэрофлот" ("Аэрофлот", "Россия", "Победа", "Аврора"), также, видимо, ожидает оживления рынка. За весь апрель группа "Аэрофлот" сократила перевозки на 95,2% в годовом выражении, до почти 230 тыс. пассажиров. При этом лоукостер "Победа" решил приостановить полеты с 1 апреля на 2 месяца. Сам "Аэрофлот" дважды сокращал полетное расписание: в начале апреля и в мае. Тогда частота полетов во многие города была сокращена до одного рейса в день, многие популярные направления (например, из Москвы в Санкт-Петербург, Сочи, Симферополь) также были сокращены.

Группа сообщала, что с июня приступит к постепенному восстановлению объемов операционной деятельности. В пресс-службе "Аэрофлота" воздержались от точных прогнозов, но в июньском расписании компания заявила примерно в 2 раза больше рейсов, чем в майском. В основном "Аэрофлот" нарастит полеты на Юг России. Так, например, в мае перевозчик совершал 7 рейсов в неделю в Анапу, в июне планируется увеличить количество рейсов до 22; число рейсов в Сочи вырастет с 14 до 26, в Симферополь – с 34 до 83. Чаще летать планируется не только в туристические города: к примеру, количество рейсов в Саратов в июне возрастет с 4 до 14 в неделю, в Екатеринбург – с 21 до 28, во Владивосток – с 7 до 14.

"Авиакомпания "Россия" также наблюдает постепенный рост спроса на перевозки, сообщили ТАСС в пресс-службе перевозчика. Это приведет в июне к постепенному увеличению количества выполняемых рейсов, надеются в компании. "Сейчас вся авиаотрасль зависит от решения властей южных регионов. Если они снимут карантин и откроют въезд туристам – продажи билетов начнутся и пассажиропоток восстановится к июлю, – считают в "ЮТэйр". – Если юг останется закрыт – авиакомпании не смогут выполнить летний план продаж и заработать на подготовку к осенне-зимнему периоду, а пассажиропоток летом останется на уровне карантинных месяцев".

Но пассажир не летит пока

Эксперты, опрошенные ТАСС, в целом настроены менее позитивно. Так, например, Международная ассоциация аэропортов прогнозирует, что в июне пассажиропоток аэропортов сократится на 96% в годовом выражении.

"Объем провозных емкостей, которые авиакомпании предложат для рынка в июне, будет в два-три раза больше, чем апреле и мае", – говорит директор консалтинговой компании "Инфомост" Борис Рыбак. Он ожидает, что рост пассажиропотока в июне составит 15–20% по сравнению с маем. "По сравнению с прошлым годом минимум снижения составит около 70%, если не будет нарастания количество заболевших".

Член научно-технического совета ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" Федор Борисов считает, что рынок только к концу года укрепится до 50–70% от уровня 2019-го.

"Спрогнозировать развитие ситуации на рынке авиаперевозок в июне просто невозможно. Огромное количество факторов, которые напрямую не зависят от авиакомпаний, например повышение экономической активности населения в столичном регионе, полноценное снятие режима самоизоляции в Москве и карантинных мер для прибывающих в других регионах страны. Сейчас даже при самом позитивном сценарии снижение спада рынка до уровня 50–70% от 2019 года можно ожидать только к концу текущего года. При этом есть ряд рисков, в частности, привлечение пассажиров за счет снижения цен может негативно сказаться на экономике авиакомпаний", – говорит он.

Фактор карантина

Серьезного оживления рынка в июне не ожидает и аналитик по транспортному сектору ИК "Ренессанс Капитал" Артем Ямщиков. Определяющим для рынка фактором станут карантинные меры в регионах, уверен он.

"В июне может быть какое-то восстановление, но совсем небольшое. Все будет зависеть от снятия карантинных мер в регионах, в особенности для Москвы и регионов, где расположены курорты (например, Краснодарский край). Вероятность небольшая, что снятие произойдет в первой половине июня, скорее мы что-то уже более масштабное увидим в июле. В первой половине июня какие-то места для отдыха могут быть запущены, но, скорее всего, для жителей данного региона или соседних регионов, – отмечает А. Ямщиков. – Падение всего пассажиропотока может составить около 80–90% год к году в июне, учитывая, что международный пассажиропоток будет близок к нулю, а на внутренних линиях падение может составить около 70–80% год к году".

"Результаты, с которыми отработают этот месяц игроки авиаотрасли, в большей степени зависят не от них самих, а от того, будет ли отменена двухнедельная обсервация в регионах, какова будет динамика по открытию гостиниц, ресторанов, пляжей и т. д.", – солидарен с ним исполнительный директор отраслевого агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.

"Остается вероятность сохранения или даже ужесточения противоэпидемиологических мер в случае наступления второй волны заболевания либо выявления завозных случаев заболеваний в курортных регионах. И то, и другое событие может привести к срыву туристического сезона внутри страны, а это напрямую ударит по авиаперевозкам. Однако, если опасения не оправдаются, вместо падения перевозок в 10–20 раз, которое мы наблюдали в апреле и мае, с середины июня мы будем фиксировать снижение трафика на 70–80% относительно прошлого года, в июле ситуация продолжит выправляться. Этого, конечно, не будет достаточно для рентабельной работы авиакомпаний и аэропортов, но отрасль увидит свет в конце тоннеля", – отмечает О. Пантелеев.

При благоприятном стечении обстоятельств спрос на перевозки на популярных российских туристических направлениях в отсутствие международной альтернативы, к концу лета может вплотную приблизиться к прошлогодним показателям, считает он.

Крупные компании сейчас могут воспользоваться ситуацией и нарастить свою рыночную долю: просто забрать пассажира у конкурентов, предлагая весьма привлекательные тарифы. У большинства перевозчиков второго эшелона сегодня нет ресурсов для ценовой войны, в то время как лидеры в краткосрочной перспективе могут себе позволить привлекать клиентов низкими ценами.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions