+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.09.2022 09:06:31
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Российский маглев не полетит?

Поезд на магнитной подушке России никогда не полетит – такое заявление сделано на второй панельной встрече в рамках цикла мероприятий, посвященных петербургской науке и промышленности. РЖД-Партнер связался с разработчиками маглева и выяснил, почему даже ученые не верят в научно-технический прогресс в транспортной сфере.
«Поезда на магнитной подушке – идея интересная, но очень маловероятно, что мы их когда-нибудь увидим, потому что с точки зрения экономики такие поезда крайне неэффективны. Это может появиться только как имиджевый проект», – говорит старший преподаватель, младший научный сотрудник кафедры систем автоматического управления Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ им. В. И. Ульянова Виктор Лавриновский на встрече, посвященной науке и промышленности.

Маловероятно, чтобы этот проект принес пользу и стал экономически выгодным, добавляет ученый. Правда, на вопрос РЖД-Партнера В. Лавриновский признался, что свои выводы он строит на мнениях экспертов, которых, к сожалению, не смог назвать поименно, а самостоятельно экономические выгоды проекта не просчитывал. Да и нечего тут считать, потому что поддержка поезда в воздухе требует большого количества энергии, говорит В. Лавриновский.

«Поезд на магнитной подушке необходимо снабжать источником энергии, который обеспечит его не только движение, но и поддержку в воздухе. Соответствующий этот источник энергии будет большой. Чем больше источник энергии, тем больше его масса. И, соответственно, полезная масса, которая будет перемещаться поездом, существенно меньше», – говорит ученый.

Основную нагрузку изобретатели «РосМаглева» отдали постоянным магнитам, которые взаимодействуют между собой и создают «бесплатный» левитационный зазор. Управляют же левитационным зазором с помощью электромагнита. Демонстрационная платформа, которую спроектировали и испытывают в Санкт-Петербурге, уже более семи лет удерживает платформу в 28 т на расстоянии 25 мм. По словам Сергея Смирнова, члена международного управляющего комитета по магнитной левитации, российская технология не имеет аналогов в мире, значительно дешевле и экономнее по расходу электроэнергии, если сравнивать ее с немецкой или японской технологией поездов на магнитной подушке.

«Удельный расход электроэнергии (а он процентов на тридцать меньше) – это один из главных показателей эффективности. Тот левитационный подвес, что разработан в России, на порядок энергоэффективнее, чем тот, который используется в Китае и Германии», – добавляет он.

Поезд на магнитной подушке в России уже летал, настаивает С. Смирнов. Он летает и в Европе, и в Азии, и экономисты тех стран заявляют об экономической эффективности поездов на магнитной подушке. В частности, в Японии после тестирования левитационных поездов строят для них новую 286-километровую магистраль. Подчеркнем, что большую часть пути они пройдут в горах в тоннелях. По словам В. Лавриновского, и в Европе, и в Азии затраты на строительство и эксплуатацию поезда на магнитной подушке могут окупиться, так как «там людей больше».

«Дело в том, что в Японии и даже в Китае и Германии большая плотность населения. И им нужно перевозить население и грузы с большой скоростью, и люди готовы платить за эту услугу большие деньги. А это значит, что можно оборудовать специальную трассу. И поэтому там это экономически выгодно», – подчеркивает В. Лавриновский.

Доводы эксперта удивляют российского разработчика. «Это какой-то взаимоисключающий пункт: либо проект неэнергоэффективен совсем, либо при каком-то пассажирообороте становится эффективным. Тут надо разделять: если есть мнение, что затраты не окупятся из-за сниженного спроса, то это совсем другая история. Получается энергоэффективность ни при чем», – говорит он.

С нигилизмом ученых и транспортников приходится бороться постоянно, говорит С. Смирнов. Впрочем, и комментарии об эффективности или неэффективности слышит часто.

«Но уже есть опыт эксплуатации. В Южной Корее утверждена экономическая эффективность на сопоставимых линиях, это маглев и легкорельсовый трамвай. Установлено, что маглев более эффективный, чем трамвай. Есть опыт международного совета по магнитной левитации, тоже подтверждается эффективность маглева по сравнению с железнодорожным транспортом. Сейчас тестируют систему для контейнеров в порту Гамбурга, уже заявлено об экономии как минимум 30% эксплуатационных расходов», – резюмирует он.

Трассу для поездов на магнитной подушке могут построить в Ленобласти уже к 2024 году. Предполагается двухпутное кольцо длиной 15 км, запустят 12 поездов одновременно. Общая вместимость поезда – 250 человек, а интенсивность движения планируется как в метро: интервал – полторы-две минуты.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions