+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
25.11.2019 09:53:31
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Построят ли ветку Москва – Санкт-Петербург по технологии маглев?

На заседании объединенного ученого совета ОАО «РЖД» система маглев отнесена к перспективным транспортным технологиям, которые могут быть применены в РФ. Как считают ученые, коммерческую линию маглев в РФ способны построить к 2040 году. В частности, ею может стать ВСМ Москва – Санкт-Петербург.
На заседании объединенного ученого совета ОАО «РЖД» попытались обобщить опыт исследований, накопленный кластером «РосМаглев». На сегодня выполнен ряд исследований.

В том числе проведен интеллектуальный мониторинг рассредоточенных объектов железнодорожной инфраструктуры на основе гибридных мультиагентных технологий и беспроводных сенсорных сетей.

Удалось добиться повышения энергетической эффективности системы тягового электроснабжения на основе внедрения перспективных технологий энергосбережения и высокотемпературной сверхпроводимости.

По результатам исследования взаимодействия токосъемных элементов с контактным проводом предложены фундаментальные основы разработки материалов и конструкций системы токосъема высокоскоростного железнодорожного транспорта.

В ходе работы над проектом «Магнитный подвес на основе объемных высокотемпературных сверхпроводников для высокоскоростного транспорта и системы электромеханической рекуперации энергии» разработаны аналитические методы расчета магнитных полей, локальных и интегральных сил левитации в магнитных подвесах на основе объемных высокотемпературных сверхпроводниковых элементов и постоянных магнитов, представляющие интерес при проектировании пассивных магнитных опор для электромеханических накопителей энергии.

Также была создана методология построения моделей, методов и систем критериев комплексной оценки и выборов параметров высокоэффективных транспортных технологий и подвижного состава.

Пора сравнить традиционные и новые системы

Достижения российских ученых признаны на мировом уровне, подтвердил президент Международного совета по транспортным системам маглев (The International Maglev Board) Йоханнес Клюшпис.

В итоге сейчас в РФ представлены два проекта ВСМ Москва – Санкт-Петербург. Первый – традиционная система «рельс-колесо» с достижимой стабильной скоростью движения 300 км/ч. Второй – система маглев, обеспечивающая движение составов со скоростью до 600 км/ч.

В связи с этим целесообразно сравнить эти две технологии. Прежде всего, следует учесть такие критерии, как потребление потребление энергии, инвестиционные затраты на инфраструктуру, расходы на техническое обслуживание и время в пути, считает Й. Клюшпис.

По его словам, если заказчик хочет увеличить скорость, тот он должен использовать именно магнитную левитацию. В данном случае можно воспользоваться опытом Китая. В КНР планирует строительство новой линии маглев (600 км/ч) параллельно уже существующей скоростной железной дороге Пекин – Шанхай.

Аналогично можно поступить и в РФ: существующую магистраль отдать под грузовые экспрессы и региональные электрички, а скоростное движение вынести на отдельную трассу.

За рубежом – гонка за скоростью

По данным экспертов, весь мир снова начал проводить исследования по магнитной левитации – с учетом новых решений, достигнутых в различных странах.

Следует иметь в виду: в Японии действует участок между Токио и Нагоей, где поезда маглев могут двигаться со скоростью 550 км/ч. Эту технологию собираются тиражировать: речь идет о продлении трассы маглев до Осаки к 2038 году.

В Китае разработан проект линии маглев Шанхай – Пекин с крейсерской скоростью 600 км/ч. Он был анонсирован министерством науки и технологий КНР, затем заморожен для более детального изучения и теперь возобновлен – с учетом новых достижений науки и техники.

Тестовую линию Цзинань – Циндао планируют построить к 2021 году. Длина трассы в конечном итоге составит 350 км. Бюджет проекта оценивается в $464 млн, из которых $450 млн намечено выделить из государственного бюджета. Кроме того, по последним данным, в Китае технологию маглев стали рассматривать как стандартную технологию для новых метрополитенов и экспресс-линий.

В США объявлено о проекте линии маглев Балтимор – Вашингтон на базе японской технологии маглев (трансрапид). В Южной Корее на существующей линии среднескоростного маглева в аэропорту Инчхона открывают новый участок.

А что в России?

Как считают представители ученых и производственников кластера «РосМаглев», если в ближайшее время дать старт проекту, то к 2021 году можно сформировать нормативно-правовую базу для устранения барьеров, которые сегодня на дают возможности использовать передовые технологические решения на практике.

На данный момент в РФ просто нет системы стимулов для их внедрения, хотя имеются научные кадры, исследовательские площадки и целый ряд производств, где способны выпускать комплектующие для систем маглев.

При благоприятном стечении обстоятельств в 2024 году можно реализовать пилотный проект, на основе которого тиражировать технологии «РосМаглев». В 2040-м в таком случае можно построить первую коммерческую линию маглев.

Три преимущества маглева

Предлагаемую трассу маглев целесообразно проложить между Москвой и Санкт-Петербургом в основном параллельно автомагистралям М-11 и Е-105. На въездах в города можно использовать двухуровневые железнодорожные коридоры, считает руководитель Научно-образовательного центра инновационного развития пассажирских железнодорожных перевозок ПГУПС Анатолий Зайцев.

По его словам, проект маглев по сравнению с традиционной ВСМ обеспечивает почти вдвое более высокую крейсерскую скорость движения составов. При этом инфраструктура маглев имеет сравнительно низкую капиталоемкость.

Во-первых, могут быть меньше затраты на землеотведение и выполнение технических условий (в связи с эстакадным исполнением линии). Меньше потребуется номенклатуры компонентов и подсистем по сравнению с другими видами транспорта.

Во-вторых, система маглев имеет сравнительно малое энергопотребление и требует минимального обслуживания подвижного состава и пути. Ведь основные компоненты трассы практически не подвержены износу.

В-третьих, у системы маглев высокие эксплуатационные характеристики. Скоростной режим ограничивается только длиной перегонов и количеством остановочных пунктов.

Экономика на развилке: будут ли у нашей страны свои инновации для ВСМ?

Как прозвучало на заседании объединенного ученого совета ОАО «РЖД», в РФ следует провести анализ и оценку в соответствии с общепринятыми отраслевыми критериями существующих технологий высокоскоростного движения, чтобы выбрать оптимальный вариант. Причем сделать оценку в привязке к технологическим и социальным тенденциям, а также тому, делают конкурирующие страны. И на основе подобных исследований выносить решение – одобрить применение маглев в РФ или отказать.

Таким образом, сейчас возможны три варианта дальнейшего развития событий.

Первый – ускорить собственные исследования и разработки в сфере технологий маглев, что в конечном итоге выведет и международное сотрудничество в этой сфере на новый уровень. Ведь сейчас возможно получение целого ряда российских ноу-хау для внедрения в том числе на мировом рынке.

Второй вариант – в России могут приобрести и перенять уже разработанные зарубежные технологии, дополнив их своими разработками (частичное приобретение ноу-хау).

Третий – отказ от новой технологии в пользу сохранения статус-кво по сравнению с традиционными транспортными системами. Это приведет к тому, что в будущем Россия снова будет вынуждена приобретать чужие технологии и думать, как их локализовать на отечественных сборочных площадках.

В частности, вопрос касается разработок наиболее энергоэффективных синхронных электроприводов и генераторов на постоянных редкоземельных магнитах, создания линейки сверхпроводниковых индуктивных накопителей энергии и поиска наиболее совершенных конструктивных решений для движения, разгона и торможения на основе магнитной левитации.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions