+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
10.06.2020 14:51:41
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Перевозчики просят ограничить отсрочки платежей для транспортных услуг 15 днями

Инициативная группа просит Госдуму поддержать водителей грузового транспорта и запретить отсрочки в выплатах за уже осуществленные перевозки более чем на 15 рабочих дней.
Участники транспортного проекта направили в Государственную думу просьбу защитить грузовладельцев и водителей от чрезмерно больших отсрочек в платежах. Комитет по финансовому рынку просит депутата Анатолия Аксакова обсудить введение законодательного ограничения максимального срока отсрочки платежа за уже осуществленные грузовые перевозки, по которым нет претензий в качестве, сроком в 15 рабочих дней. Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта и федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности" никак не регламентируют максимальный срок отсрочки платежа за уже оказанную услугу при условии отсутствия претензий к ней от конечного потребителя в сроках, качестве, порядке и месте ее получения. Это создает правовой вакуум, который позволяет заказчикам произвольно выставлять графики отсрочки платежа. На данный момент среднерыночная отсрочка платежа составляет 60 рабочих дней.

Инициативу уже поддержала национальная ассоциация грузового автомобильного транспорта "Грузавтотранс", чей президент Владимир Матягин подтвердил, что из-за отсрочек платежей водители по всей стране находятся в катастрофическом положении. К письму также присоединилась и группа отечественных компаний-экспедиторов.

"Внесение законодательного ограничения, которое просят обсудить в Государственной думе, должно запретить покупателям услуг автомобильных грузовых перевозок и экспедиции грузов между юрлицами внутри страны оплачивать их дольше 15 рабочих дней. Таким образом, поправка в законодательстве позволит миллионам водителей и сотням перевозчиков получать зарплату без критических задержек, которые постоянно вгоняют их в долги и даже провоцируют банкротства. Большинство крупных компаний в РФ на данный момент работают со сроками оплаты 60–90 дней и более, которых физически не могут ожидать большинство перевозчиков", –  обратился в нижнюю палату парламента один из представителей российского рынка грузоперевозок, руководитель проекта "Прозрачная логистика" Эдгар Гринберг с идеей законодательного ограничения отсрочек за транспортные услуги.

Как известно, в отрасли автомобильных грузовых перевозок, где задействованы миллионы работающих граждан (только в системе "Платон" на конец лета прошлого года зарегистрировано более 1,16 млн грузовиков и 493 тыс. перевозчиков, без учета огромного автопарка, задействованного в периметре внутригородских перевозок), исторически сложилась схема взаимодействия с заказчиками, при которой те отодвигают выплаты за оказание логистической услуги на длительный срок, от 45 и более суток.

Данная схема распространена и допустима в рамках закона, однако многие используют ее как инструмент фактически беспроцентного получения в свой оборотный капитал денежных средств самих перевозчиков. Пока те ожидают свой гонорар за уже оказанную услугу, заказчики за их счет совершают различные финансовые маневры, покрывают расходные ведомости на других участках, закрывают прошлые долги и т. д.

Все это, по словам авторов инициативы, наносит деморализующий финансовый удар по грузоперевозчикам и водителям в частности. От такой задержки страдают не только небольшие экспедиторы, но и частные перевозчики в ранге ИП, у которых минимальны или вовсе отсутствуют оборотные средства на поддержание своего автопарка и ФОТ водителей – деньги за совершенные перевозки нужны им как можно скорее. Но пострадать могут и достаточно крупные компании: дебиторская задолженность, увеличивающаяся пропорционально росту бизнеса и количеству новых заказов с очередной отсрочкой, рано или поздно приводит к критическим кассовым разрывам и неспособности выполнять новые перевозки.

По словам В. Матягина, на рынке спокойно существуют целые отрасли, например строительство, которые исторически работают по полной предоплате, и это ни у кого не вызывает вопросов. Почему бы не применить хотя бы частично практику предоплаты или снижения в несколько раз растянутых отсрочек в логистике – непонятно.

Надеяться на факторинг водителям также не приходится: практика, на которую указывают многие перевозчики, свидетельствует о том, что получить у банка средства и переуступку долга по отсроченному платежу так же сложно, как и обычный кредит. К тому же уровень закредитованности водителей, не только ИП, но и крупных перевозчиков, весьма высок (многие уже имеют транспорт в лизинге, потребительские и иные кредиты), и все это является стоп-фактором для одобрения кредитных программ по комфортным ставкам. Кроме того, непонятно, почему проблема отсрочки в одночасье стала проблемой водителя и требует от него искать для решения какие-то банковские продукты, брать на себя кредиты, ведь это не он виноват, что заказчик не может заплатить ему вовремя за четко оказанную услугу, соглашается В. Матягин.

"Перевозчик, получая денежные средства спустя значительный период ожидания, лишается определенной номинальной стоимости первоначального заработка, а также как предприниматель упускает выгоду, ведь своевременно полученные средства можно было направить на развитие своего бизнеса, на выплату заработной платы своим сотрудникам, техобслуживание и расширение своего автопарка, повышение уровня сервиса оказываемых услуг и т. п.", – соглашается Артур Мурадян, генеральный директор транспортной компании Traft.

По данным биржи грузоперевозок ATI, проблема с увеличивешйся отсрочкой платежей или даже их полным отсутствием обострилась еще сильнее в коронакризис: количество соответствующих претензий в апреле превысило 11 тыс., то есть вырос на 27,9%.

Механизмы регулирования максимального срока отсрочки платежа в законодательстве есть, они лишь не адаптированы для отрасли автомобильных грузоперевозок.

Так, в соответствии с федеральным законом о контрактной системе в сфере закупок в случае проведения торгов только среди субъектов МСП в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Кроме того, аналогичное условие содержится и при применении № 223-ФЗ.

Пришло время осуществить трансфер данной законодательной практики в автомобильную логистику, убеждены в инициативной группе.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions