• Ставка на полувагон
    2497
    6 %
    руб./сут.
    декабрь 2021
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2021Г. - 59 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 73.19 0 EUR ЦБ РФ 82.93 0
    BTC 50295.12 usd BTC 3704235.59 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
12.05.2020 09:30:20
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Облигации РЖД: чего хотят инвесторы?

Выпуск бессрочных облигаций ОАО «РЖД» не только поддержит железнодорожный холдинг, но и окажет мультипликативный эффект на российскую экономику, полагают эксперты.
Облигации РЖД: чего хотят инвесторы?
Облигации предложено выпустить для реализации инвестпрограммы на сети железных дорог – об этом сообщил генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозеров. По его словам, это должны быть бессрочные облигации.

Облигации хотят разместить уже в текущем году. Эту идею поддержал на совещании по развитию транспорта президент РФ Владимир Путин. При этом было подчеркнуто, что на сети РЖД реализуют сегодня масштабную инвестиционную программу с комплексным эффектом для отечественной экономики, и поэтому со стороны государства необходима поддержка.

РЖД держат двойной удар

Банковское сообщество пока весьма сдержанно отнеслось к данной инициативе. Как подтвердил представитель центра прогнозирования одного из крупных банков, ее действительно следует оценить как положительную – как важный фактор поддержки бесперебойной деятельности железных дорог, с одной стороны, и экономики РФ в целом – с другой.

Следует учесть, отметил аналитик, что в период действия мер по борьбе с коронавирусом доходная часть ОАО «РЖД» испытала, по сути, двойной удар. Первый – от сокращения в массовом сегменте грузоперевозок, а второй – от падения объемов погрузки в секторе высокодоходных грузов.

Вопрос в том, как будет структурирован выпуск облигаций. Инвесторов будет интересовать прежде всего, в какие именно проекты предполагается вкладывать средства.

Ранее объявленная инвестпрограмма ОАО «РЖД» выглядела амбициозной. Но потом доходная часть компании сократилась, что привело к пересмотру планов. Сейчас инвестпрограмма из-за принятых мер по борьбе с коронавирусом может сократиться в 4 раза.

Где деньги?

Для банков важнее всего понять, как будут организованы работы по тем проектам, которые ранее были отложены на более поздние сроки. Ведь от этого будет зависеть в ближайшей перспективе пропуск грузопотоков на сети РЖД. А это – один из ключевых факторов, влияющих на поступление доходов железнодорожного перевозчика.

Не менее существенно и то, как будет структурирован выпуск облигаций, отметил представитель крупного банка. В частности, такой финансовый инструмент, как бессрочные ценные бумаги, пока в РФ был использован только некоторыми банками. Но здесь речь идет фактически о компании другого сектора экономики. Поэтому сложно обсуждать детали, пока не прояснится вопрос о порядке выплаты купонов.

Напомним, что президент РФ попросил правительство и Центробанк оперативно подготовить регуляторную и нормативную базу в сжатые сроки для выпуска подобных бондов. «Важно не потерять инвестиционный горизонт на транспорте, реализовать планы по укреплению инфраструктуры, обновлению парка перевозчика», – заявил В. Путин.

Сколько денег нужно железнодорожникам?

По данным ОАО «РЖД», компания планирует сохранить инвестпрограмму 2020 года в размере 620 млрд руб., в том числе за счет средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) в условиях сокращения государственного инвестирования. С учетом имеющихся ресурсов у ОАО «РЖД» и средств ФНБ у холдинга образуется нехватка примерно 370 млрд руб. В таком размере и предполагается разместить ценные бумаги на рынке.

Министр транспорта РФ Евгений Дитрих поддержал предложение ОАО «РЖД», отметив, что упал не только объем перевозок грузов, но и пассажиропоток, из-за чего в сложном положении оказались и пригородные железнодорожные компании (количество пригородных поездов сокращено всего на 12% по просьбам регионов).

По данным Е. Дитриха, для всей транспортной отрасли довольно остро встал вопрос оплаты текущих лизинговых платежей.

Вместе с тем наиболее востребованным направлением железнодорожных перевозок грузов стало дальневосточное. Поэтому Минтрансом совместно с ОАО «РЖД» подготовлен перечень работ на Восточном полигоне. Для гармонизации грузопотоков по нему необходимо их выполнить неотложно, чтобы вывезти имеющиеся объемы угля, металлов и ряда других номенклатур в страны АТР. Без вливания дополнительных средств намеченные меры без переноса части проектов в очередной раз будет выполнить проблематично.

На что потратят финансы?

По словам председателя Совета потребителей по вопросам деятельности ОАО «РЖД» и его дочерних и зависимых обществ Дмитрия Комиссарова, помощь холдингу следует рассматривать как поддержку широкого спектра промышленных предприятий с высокой добавленной стоимостью.

Причем требуется не только развивать восточное направление, но и субсидировать перевозки угля в сторону других российских портов (Лавна, Усть-Луга, терминалы Азово-Черноморского бассейна), полагает президент ГК «Дело» Сергей Шишкарев.

В принципе на недавнем совещании после доклада О. Белозерова президент РФ отметил: «Вы сказали об увеличении объема перевозок угля на восточном направлении на 2,4%, а в азово-черноморском – на 15%. Наоборот было бы, наверное, лучше, но и так в принципе то, что есть увеличение, – это уже хорошо».

Правда, при этом В. Путин пообещал поинтересоваться, достаточно ли таких объемов для горняков. И уже вскоре губернатор Кузбасса Сергей Цивилев ответил на этот вопрос, что нынешний объем железнодорожных перевозок не обеспечивает потребности угольной промышленности Кузбасса.

По его словам, пандемия усугубила снижение спроса на уголь в странах Европы. «При нынешнем уровне цен и при предлагаемой РЖД стоимости перевозок поставки угля на европейский рынок являются убыточными», – уточнил С. Цивилев. И дополнительное снижение рентабельности приведет к негативным последствиям для экономики региона.

При этом требуется изыскивать резервы для пропуска дополнительных объемов угля не столько на Северо-Запад и Юг, сколько на Дальний Восток – в страны АТР, где на него есть спрос. И данный пример показывает, насколько взаимосвязаны вопросы развития инфраструктуры железных дорог с российской экономикой в целом. Соответственно можно предположить, какие именно железнодорожные проекты при выпуске облигаций ОАО «РЖД» попадут в поле зрения банков.

Консервативный инструмент

Успех выпуска облигаций ОАО «РЖД» для реализации своей инвестпрограммы во многом будет зависеть от позиции крупных банков, считает генеральный директор ООО «Инновационный центр транспортных исследований» Юрий Искандеров.

По его словам, инвесторы оценивают облигации как достаточно консервативный финансовый инструмент. Здесь многое зависит от того, как будут гарантированы фиксированные купонные выплаты. Что касается ОАО «РЖД», то здесь если они будут производиться достаточно регулярно, то в конечном счете это вызовет определенный интерес к долгосрочным вложениям. Особенно если учесть, что финансовая устойчивость компании в нынешней системе координат выглядит практически абсолютной.

Вместе с тем облигации ОАО «РЖД» ранее предполагалось выпускать со сроком до погашения около 15 лет, а доходность ожидалась, по данным банковских аналитиков, на уровне 10-летних облигаций федерального займа (ОФЗ). Сейчас объявлено о бессрочных облигациях.

В нынешней ситуации у значительной доли инвесторов вряд ли найдутся свободные средства для столь долгосрочных вложений. Особенно если учесть, что сейчас многие игроки сами испытывают дефицит средств, многие предприятия простаивают или вынуждены снижать оборот из-за действия мер по борьбе с коронавирусом.

Суть скрыта в нюансах

Есть и еще один нюанс: если эмитент бессрочных облигаций получит убыток по итогам года, то выплату купона отменят. Такой риск приводит обычно к тому, что бессрочные ценные бумаги должны иметь доходность на уровне, сопоставимом с доходностью по популярным привилегированным акциям, то есть на уровне 8–12% годовых.

Если же эмитент предложит доходность по купонам на уровне доходности по ОФЗ (около 6% годовых), то такие бумаги с учетом рисков окажутся не очень-то и привлекательными для частных инвесторов. Поэтому основные надежды придется возлагать на банки с государственным участием в капитале, считают эксперты.

Под таким углом зрения подобный вариант предпочтительнее прямых бюджетных вливаний. Банки, безусловно, захотят знать, на что именно эмитент собирается потратить средства от выпуска ценных бумаг.

Сейчас вопрос эффективности финансирования проектов с учетом постоянного переноса сроков реализации их этапов, а также отсутствия точных данных об увеличении пропускной способности магистралей после модернизации отдельных участков и расшивки узких мест требует внимательного изучения. И то, что этот вопрос в случае выпуска облигаций ОАО «РЖД» попадет в поле зрения банковских аналитиков, железнодорожному рынку в целом пойдет на пользу.

Ведь банки сейчас, с одной стороны, заинтересованы в расширении инструментов для инвесторов, но они же, с другой стороны, сегодня ищут такие ценные бумаги, природа и структура которых будут соответствовать критериям для самого широкого круга инвесторов – от физических лиц до институциональных инвесторов в лице негосударственных пенсионных фондов и управляющих компаний. А это означает, что ОАО «РЖД» придется соответствовать требованиям инвесторов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2021 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions