+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
14.09.2023 16:05:23
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Лесному экспорту обещают рост

К 2025 году поставки лесопродукции на внешние рынки при благоприятном сценарии будут расти в пределах 2-5% ежегодно, прогнозируют в Рослесинфорге. По предварительным оценкам в этом году экспорт составит 27 млн куб. м.
Не Китаем единым

Основными покупателями российского леса и продукции переработки в горизонте 5-10 лет видятся Индия, страны юго-восточной Азии, Турция, не входящие в ЕС страны Европы, государства Африки и Ближнего Востока и, конечно, Китай, который будет оставаться на стабильно высоком уровне. Об этом говорится в прогнозе, который сегодня опубликовал Рослесинфорг.

При этом в долгосрочной перспективе приоритетные экспортные рынки для российской древесины могут изменяться за счет перехода ключевого потребителя российской пилопродукции – КНР – на режим самообеспечения.

Помимо Китая, фокус в юго-восточной Азии прежде всего будет направлен на Малайзию, Таиланд, Филиппины и Вьетнам. Некоторые из этих стран уже показывают впечатляющую динамику.

Например, за 8 месяцев экспорт древесины в Индию, Турцию, Малайзию, Таиланд возрос почти в 2,5 раза по сравнению с соответствующим результатом 2022 года. В эти страны суммарно экспортировано 197,2 тыс. куб. м против 83,9 тыс. за прошлогодний период. Наибольший прирост у Малайзии, Таиланда и Турции – в 3 раза. Индия увеличила закупки пиломатериала на 19%.

От государства ждут адресной помощи

Способствовать расширению географии и увеличению объема поставок должно развитие прямых транспортных сообщений. Немаловажную роль в этом процессе играет расширение линейки лесной продукции за счет инвестиций в создание новых продуктов.

«В целом Россия имеет все возможности для увеличения экспорта леса в ближайшие годы. Но для этого нужны дополнительные усилия со стороны государства и бизнеса по повышению конкурентоспособности российской древесины и улучшению условий для производства и логистики товаров», – отмечают в Рослесинфорге.

В самом деле, перераспределение лесопромышленных потоков зачастую приводит к увеличению стоимости логистики и, как следствие, к уменьшению выручки от продажи лесоматериалов. В данных процессах возникает необходимость господдержки и помощи в адаптации бизнеса к текущим условиям.

Серьезную роль сегодня играет транспортная субсидия по линии Минпромторга, но она требует дифференцированного подхода, говорит заместитель гендиректора АО «Архангельский ЦБК» Николай Кротов. «Величина предприятия не учитывается. 500 млн руб. (предельный размер субсидии – прим. ред.) – потолок, что для организации, которая потратила 500 млн на транспортировку, что 10 млрд, как наша», – пояснил он.

Как уйти от порчи

Совершенствования требует и организация перевозок лесопродукции, с которыми периодически возникают проблемы. Как рассказал министр лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморья Константин Степанов, раньше любой мог подать заявку формы ГУ-12, при этом не располагая реальной грузовой базой. «Возникала спекулятивная составляющая от 30 до 50%. И не столько беда в этой наценке, беда в сроках. При общем достаточном количестве вагонов возникал искусственный дефицит из-за перепродажи, из-за того, что не успевали просто эти ГУ`шки освоить», – объяснил министр.

В настоящее время эта проблема снята. Существует перечень компаний-экспортеров, которые имеют право на приоритетный допуск к инфраструктуре. Он формируется регионами, утверждается на уровне Минпромторга РФ, и им уже руководствуется ЦФТО.

«Но при этом отделили продукцию переработки от круглого леса. Хотя эти два вида продукции, которые по 44 коду ТН ВЭД ЕАЭС декларируются, не отделимы друг от друга. Невозможно заготовить дуб и не заготовить, к примеру, березу желтую – они растут на одной лесосеке. При этом распределяем приоритеты на пилмат, а потом в середине месяца распределяем от того, что осталось, на круглый лесоматериал. Это притом, что одни и те же вагоны используются для отправки. То есть это абсолютно искусственный, никчемный барьер», – резюмирует К. Степанов, добавляя, что лесопромышленник должен сам решать, какие виды лесных грузов ему возить.
Подобные барьеры в сегодняшней ситуации – непозволительная роскошь, поскольку из-за вынужденного простоя портится груз, теряет свою товарную ценность, подчеркнул чиновник.

Стоит сказать, по итогам 8 месяцев лесопромышленники Приморья отгрузили на Дальневосточную железную дорогу 464 тыс. т лесных грузов. Это на 21,4% ниже, чем за аналогичный период 2022 года.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions