+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.04.2020 09:54:08
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Кризис для пассажирского транспорта еще впереди

Первый удар по транспортной отрасли пришелся именно на пассажирские перевозки. Коронавирусный кризис, как его окрестили некоторые эксперты, не только перекрыл границы (а это все равно что воздух) для международных перевозчиков, но и в прямом смысле загнал людей по домам, обрекая все виды транспорта на минимальную загрузку. Сильнее всего пострадала, конечно, туристическая отрасль – в силу прямых сдерживающих мер. Однако основные потери перевозчики смогут почувствовать уже ближе к летнему сезону.
Исполнительный директор «МониторингАвто» Сергей Скнарин считает, что в условиях пандемии рынок пассажирских перевозок пострадает больше всех, поскольку продукты, одежда и стройматериалы будут нужны всем, а вот пассажиропоток во время самоизоляции снизится до минимума. «Неизвестно, как компании-перевозчики будут выходить из сложившейся ситуации – возможно, приостановят деятельность до восстановления ситуации, будут работать по госконтрактам или искать новые направления для развития», – добавляет эксперт.

По оценке группы компаний «Тари Тур» в обращении, направленном в Ростуризм, комитет по туризму Москвы, АТОР и РСТ, Россия может потерять 40–50% туроператоров по внутреннему и въездному туризму. В ГК «Тари Тур» предупреждают, что если внутренний туризм объективно может начать восстановление к концу лета – началу осени, то восстановление въездного иностранного туризма в РФ может начаться не ранее чем с конца III – начала IV квартала 2020 года.

В критическом положении оказались авиакомпании. По данным Росавиации, в марте текущего года российские перевозчики обслужили 6,57 млн пассажиров, что на 26,6% ниже аналогичного периода прошлого года. Пассажирооборот сократился на 25,6%. Эксперты прогнозируют, что в апреле ситуация не выправится. Ситуация с закрытием международных полетов из России может привести к банкротству ряда авиакомпаний. Существенное снижение показателей производственной деятельности в марте текущего года отмечается у авиакомпании «Аэрофлот». Перевозчик обслужил на 41,5% меньше пассажиров, чем годом ранее. Также у его дочерней авиакомпании «Россия» объемы упали на 41,7%. Сложившая ситуация привела к полной отмене рейсов у ряда авиакомпаний, первой из них был лоукостер «Победа».

Как считают в АК «ИрАэро», ключевой момент в этом вопросе: как долго продлятся запретительные меры? «Если они будут отменены до начала высокого сезона, то есть до 1 мая, то ситуация в критическую не перейдет. Если же ограничения распространятся на высокий сезон, это как минимум приведет к банкротству части авиаперевозчиков, так как о реальной государственной поддержки в виде субсидирования постоянных расходов авиакомпании (в первую очередь лизинговых платежей и заработной платы летного персонала) пока речи не идет», – прогнозирует представитель авиакомпании.

По словам главы Росавиации Александра Нерадько, общие убытки российских авиакомпаний в случае приостановки полетов до конца года могут превысить 100 млрд руб. По мнению экспертов консалтинговой компании Bain & Company, российские авиакомпании в случае закрытия всех международных направлений могут потерять 360 млрд руб. выручки еще до осени.

Речную навигацию нынешнего года тоже иначе как коронавирусной не назовешь, считает независимый эксперт Леонид Хазанов. Если эпидемия затянется, то от нее сильно пострадают судоходные компании, организующие пассажирские перевозки по рекам. Недаром они обратились в правительство России с просьбой предоставить им налоговые каникулы и государственные субсидии. Сейчас введен запрет на работу круизных судов до 1 июня. «Прогноз о том, как будет разворачиваться круизная навигация, пока трудно делать. Все-таки есть надежда, что внутренний туризм начнет работать, может быть, в июне, в крайнем случае, в июле, после того, как пройдут все эпидемиологические мероприятия», – прокомментировал заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Константин Анисимов.
Заместитель генерального директора по развитию круизной компании «ВодоходЪ» Илья Суховольский отмечает, что компании уже почувствовали на себе влияние переноса даты начала навигации, однако ситуация еще не стала критической. «Мы надеемся, что все выправится, и не исключаем позитивный сценарий, при котором речные круизы будут пользоваться повышенным спросом», – рассказывает эксперт. По его словам, вполне вероятна ситуация, что, как только эпидемия пойдет на спад, соотечественники, вероятно, развернутся в сторону внутреннего туризма. «Предполагая такой вариант развития событий, мы планируем продлить круизный сезон вплоть до начала ноября, запустив новые интересные маршруты на Юге России», – добавляет И. Суховольский.

Не лучше обстоят дела и для железнодорожников: РЖД в марте 2020-го перевезли 6,5 млн пассажиров поездами дальнего следования, что на 19,9% меньше, чем годом ранее, говорится в сообщении холдинга. В пригородном сообщении отправлено 77,7 млн пассажиров – на 12,5% меньше, чем в марте годом ранее. Нестабильность в грузовых отправлениях и сокращение движения поездов (ОАО «РЖД» внесло изменения в расписание уже 201 поезда внутреннего сообщения) приводят к серьезным финансовым потерям, что уже видно по решениям руководства холдинга. «Внешнее негативное давление оказывает сильное влияние на работоспособность компании. Затраты на текущее содержание инфраструктуры при снижении объемов не снижаются, и монополия обязана их нести в условиях серьезного сокращения издержек», – отмечает председатель экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин.

Деятельность пассажирских автомобильных перевозчиков включена в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения коронавирусной инфекции, говорится в сообщении Минтранса России. Особенно тяжело пришлось тем, кто накануне решил обновить свой парк: новый автотранспорт приобретался за счет кредитных средств и в лизинг, что требует от компаний значительных затрат, несмотря на приостановку деятельности. При этом отсрочка на 3 или 6 месяцев обернется тем, что весь объем придется оплатить сразу, в связи с чем скорректируются иные платежи. Усугубляет ситуацию и предстоящий летом низкий сезон.

Обобщая сказанное, можно с уверенность говорить только о том, что кризис для транспортников будет набирать обороты: после снятия режима самоизоляции поток пассажиров может резко увеличиться, но пиковая нагрузка быстро закончится. Как отмечают эксперты, россияне будут еще какое-то время воздерживаться от путешествий в силу нестабильности рынка и простого страха. 
О том, как пандемия отразилась на транспортной отрасли, читайте в нашем специальном проекте «Как транспортной отрасли пережить коронавирус?»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions