+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.01.2020 10:17:45
Логистика / Комментарии
РЖД-Партнер

Как вспышка коронавируса отразится на транспортной отрасли России?

Вспышка коронавируса 2019-nCoV закономерно затормозила (хотя и не остановила) бизнес-процессы в Китае. Несмотря на возрастающее число зараженных и погибших, радикальные меры, которые принимают власти КНР, вполне вероятно, остановят распространение болезни. Однако популярность темы в СМИ привела мировой рынок в нестабильное состояние: китайский фондовый индекс CSI 300 за минувшую неделю потерял более 4%, индекс Шанхайской биржи – почти 3%, индекс Dow Jones – более 1%, а цена барреля Brent сократилась почти на 10%. Впрочем, аналитики считают, что серьезных последствий для российского бизнеса в целом и транспортной отрасли в частности ждать не стоит.
Бизнес-процессы не останавливаются

Китайская экономика, построенная на массовости потребления и постоянном обороте активов, безусловно, проседает: граждане и гости страны тратят меньше средств (а Новый год для Китая традиционно был периодом крупных вливаний частных средств в сферу туризма, развлечений, ритейла и т. д.), многие предприятия не восстанавливают работу после праздничного периода (к примеру, из-за эпидемии были закрыты фабрики по производству продукции компаний Samsung, Apple и других производителей с возможностью продления карантина на неопределенный срок). С учетом того, что Китай делает около 15% мирового ВВП, внешние рынки остро реагируют на сообщения о карантинных мерах.

Тем не менее говорить о том, что КНР будет отрезана от делового сообщества и, в частности, от российских бизнес-процессов, нельзя. «Маловероятно, что будет остановлено деловое сотрудничество между РФ и КНР, ведь уже приняты различные меры предосторожности, контролируется состояние здоровья граждан, пересекающих границу между странами, предпринимаются другие необходимые действия. Ситуация отслеживается медицинскими учреждениями, и не имеет смысла полностью прекращать сотрудничество между РФ и КНР», – прокомментировал аналитик ГК «Финам» Сергей Дроздов.

На данном этапе фактор вируса оказывает заметное влияние на самочувствие отечественной валюты. Подогреваемые сообщениями СМИ о развитии пандемии негативные настроения инвесторов в сегменте валют развивающихся рынков в совокупности с заметным падением цен на нефть в последние дни стали основными причинами ослабления курса рубля. «Стоит отметить, что с конца прошлого года на отечественные фондовые и долговые площадки пришли внушительные объемы денег зарубежных фондов, которые теперь на волне всеобщего бегства от риска усилили продажи изрядно подорожавших российских активов, тем самым оказывая давление на рубль. Однако речь, конечно, не идет о каких-то критических просадках. Так, если этот тренд продолжит набирать обороты, пара доллар/рубль может опуститься к отметкам 63,2–63,5. На данном этапе поддержки в паре доллар/рубль находятся на отметках 62,8 и 62,4. Сопротивления расположены на отметке 63,2 и уровне 63,5», – рассказал аналитик.

Пострадают только туроператоры

Массовая паника и сообщения о закрытии городов, в которых распространяется вирус, повлияли в первую очередь на падение доходов китайских транспортников. В Китае вирус вызвал падение авиационных и железнодорожных перевозок более чем на 40% по сравнению с прошлым Новым годом по восточному календарю.

С территории России движение железнодорожного и авиатранспорта в КНР продолжается, Роспотребнадзор принимает меры по усиленному санитарному контролю прибывающих из-за рубежа. Ограничения в данной сфере коснулись в основном туроператоров. В соответствии с рекомендацией Ростуризма с 24 января 2020 года все туроператоры прекратили продажу туров в Китай. Помимо этого, Ростуризм совместно с крупнейшими игроками, работающими на китайском рынке (Anex Tour, Tez Tour, «Русь-Тур»), принял решение о прекращении чартерных программ по ввозу российских туристов, забронировавших туры до 24 января 2019-го. По состоянию на сегодняшний день таких туристов всего 32,7 тыс. Им предлагают альтернативные направления отдыха. Туризм, скорее, понесет потери, связанные с сокращением туристической активности китайцев в России. В I квартале прошлого года они потратили здесь $264 млн.

С. Дроздов все же считает, что сокращение туристической активности вряд ли существенно скажется на работе транспортной отрасли РФ. Туристические поездки российских граждан в Китай и китайских граждан в Россию составляют лишь небольшую долю в общем объеме взаимных пассажирских перевозок. Тем более что пока они не запрещены. Кроме того, уже приняты меры по контролю самочувствия и состоянию здоровья въезжающих и выезжающих на границе, что поможет избежать роста числа заразившихся и заболевших.

ФПК пока не планирует отменять рейсовые поезда, следующие в Китай. Крупные авиакомпании продолжают перевозить желающих в Поднебесную, но предоставляют пассажирам возможность сдать билеты безвозмездно. В пятницу «Аэрофлот» предложил пассажирам бесплатно сдать билеты на рейсы, запланированные с 24 января по 7 февраля. Без штрафов вернуть билеты позволяют также «Уральские авиалинии» и «S7». Если же Китай полностью запретит международное авиасообщение, последствия будут зависеть от периода, на который растянется карантин. Но они не станут фатальными для отрасли в силу того, что данный сегмент не является критически значимым в сетке направлений авиакомпаний. Сейчас несут потери в основном те, кто специализируется на транзите и принял решение лететь до Китая без пассажиров, только чтобы забрать находящихся в КНР российских граждан (сейчас их около 5 тыс.). Так, к вечеру в понедельник акции «Аэрофлота» на Московской бирже снизились на 3,6%.

Тем более эпидемиологическая ситуация никак не скажется на грузовых перевозках, так как есть стандартные процедуры проверки грузов в обеих странах, которые никто не отменял и которые продолжают действовать. «Особое внимание будет уделено транзитным пассажирам и грузам, что поможет контролировать ситуацию. Не стоит забывать и о том, что сейчас зима и условия перевозки грузов препятствуют распространению вируса на большие расстояния, его активности. Так что транспортная отрасль обеих стран вряд ли сильно пострадает от сложившейся ситуации», – заметил С. Дроздов.

Коронавирус можно сравнить с эпидемией, вызванной тяжелым острым респираторным синдромом (SARS), в начале 2000-х гг. По одной из оценок, которую приводит BBC, вирус обошелся глобальной экономике в $40 млрд и на 1 п. п. замедлил рост мирового ВВП. Тем не менее эпидемию удалось локализовать, с 2004 года в мире не было зафиксировано ни одного случая SARS.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions