+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.09.2022 11:52:43
Водный транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

К развитию Севморпути нужен комплексный подход

Успешное развитие Северного морского пути, включая его переход к круглогодичной навигации, зависит от синхронизации усилий в части повышения возможностей инфраструктуры, строительства новых судов, обеспечения системы безопасности и совершенствования технологических решений.
В Арктику вложат триллионы

1 августа правительством РФ принят интегрированный план развития Севморпути до 2035 года. В основу долгосрочной стратегии заложены обязательства как со стороны грузоотправителей, которые гарантируют объемы перевозок по СМП, так и со стороны государства о создании необходимой инфраструктуры. К октябрю должна быть подготовлена, по выражению первого замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Гаджимагомеда Гусейнова, «дорожная карта с ключевыми событиями и контрольными точками».

«На сегодняшний день, согласно плану, собрана перспективная грузовая база – к 2024 году она составит 90 млн т, а к 2030-му – более 200 млн т. По проектам, формирующим эту грузовую базу, предполагаются инвестиции в объеме более 15,6 трлн руб., причем создаваемая валовая добавленная стоимость – 28 трлн руб.», – сообщил Г. Гусейнов.
Общий объем государственного финансирования мероприятий плана – почти 1,8 трлн руб. Весомая доля средств должна пойти на развитие транспортной инфраструктуры Севморпути.

«В плане [отражена] вся инфраструктура, которая прямо или косвенно влияет на грузовую базу Северного морского пути. Это модернизация либо строительство 12 портов, железнодорожные подходы к ним, отдельные проекты по железнодорожной инфраструктуре, которые могут в перспективе обеспечить дополнительную базу к портам, которые находятся в акватории СМП, либо к близлежащим портам, но с перспективой вывоза грузов через восточное направление», – уточнил Г. Гусейнов.

Речь, в частности, идет о развитии Мурманского и Архангельского транспортных узлов, создании баз бункеровки и технического обслуживания в портах Тикси и Диксон, строительстве береговых и гидротехнических сооружений для обеспечения Баимского месторождения на Чукотке и т. д.

Отдельное финансирование затронет повышение системы безопасности судоходства по Севморпути. Например, в план развития СМП вошли вопросы спутникового обеспечения, системы метеорологического прогнозирования. Санкции затруднили работу по ряду направлений хозяйственной деятельности в Арктике. В частности, зарубежные компании, у которых морские перевозчики заказывали съемку со спутников по ледовым условиям, прекратили сотрудничество с Россией, рассказал зампред правления ПАО «Новатэк» Евгений Амбросов.

До конца 2023 года планируется запустить спутники типа «Кондор», «Обзор», «Арктика-М № 2». Помимо высокого качества получаемых данных, запуск этих аппаратов снизит зависимость от иностранных провайдеров. Еще дополнительные семь спутников послужат стабильному функционированию группировки до 2035 года.

Флот нарасхват

Важный раздел проекта плана развития СМП до 2035 года касается постройки грузового и ледокольного флота. Как проинформировал руководитель проекта Проектного офиса по развитию Арктики (входит в «Росатом») Сергей Чемко, в настоящее время в распоряжении ФГУП «Атомфлот» 6 атомных ледоколов, из них «Арктика» и «Сибирь» построены в 2020–2021 гг. Планируется спустить на воду еще 6 атомоходов, по трем из которых – «Уралу», «Якутии», «Чукотке» – сейчас ведутся работы, причем «Урал» сдадут до конца текущего года.

Для развития судоходства с учетом реализации арктических инвестпроектов запланирована постройка 32 транспортных судов ледового класса, 46 ед. аварийно-спасательного флота. И, судя по всему, это не последний объем заказа для верфей в рамках развития Севморпути.

У России имеются сложности с судами специального назначения. Как отметил гендиректор ФГУП «Гидрографическое предприятие» Александр Бенгерт, стране необходимо снижать зависимость от иностранного дноуглубительного флота. Тем более что в связи со сложной политической ситуацией с российского рынка ушли такие крупные европейские компании, специализирующиеся на дноуглублении, как Van Oord, Boscalis, Jan de Nul, Deme.

Отечественные заказчики были сильно зависимы от зарубежных подрядчиков, говорит А. Бенгерт, поскольку собственных ресурсов не хватает. Так, емкость трюмов существующего дноуглубительного флота РФ составляет около 40 тыс. куб. м, тогда как у судов одной Deme – 240 тыс. куб. м.

«Северный морской путь сам по себе мелководный. Все это будет сопровождаться большими объемами дноуглубления», – указывает А. Бенгерт. По его словам, инвестиции должны направляться в новые самоотвозные трюмные землесосы, суда для равнения дна, земснаряды, гидрографические суда.

В целом, подчеркивает Г. Гусейнов, план развития перевозок по СМП является большим вызовом для российского судостроения. Главные риски связаны с темпами строительства, в свою очередь, говорит замглавы «Росатома» – руководитель дирекции Северного морского пути Вячеслав Рукша, и здесь краеугольный вопрос, как государство будет финансировать ход работ. При этом госкорпорация, уточнил он, готова строить ледоколы также за счет оборотных и заемных средств.

Подробнее читайте в материале «Север вызывает» в № 17 журнала РЖД-Партнер.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions