+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
07.03.2023 10:59:27
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Февраль немного смягчил падение погрузки лесных грузов

Почти половина отправлений древесины и лесоматериалов сегодня приходится на Северную железную дорогу.
Зависимость от потребностей

В январе – феврале на сети РЖД погружено 4,3 млн т лесных грузов (без учета отправок лесоматериалов в контейнерах) – это на 25,2% ниже соответствующего прошлогоднего результата.

Февральская погрузка по отношению к январской выросла почти на 5%, благодаря чему немного сократилось отставание к прошлогоднему уровню. Напомним, спад отправок леса в январе составлял около 30%.

Тем не менее падение погрузки остается достаточно глубоким. На Северной магистрали за 2 месяца погружено 1,9 млн т лесных грузов (-25,9% к аналогичному периоду 2022 года), на Дальневосточной – 438 тыс. т (-17,6%), на Восточно-Сибирской – 345,5 тыс. т (-40,4%), на Свердловской – 273 тыс. т (-8,2%).

Как отмечают в Рослесинфорге, ситуация в российском леспроме должна стабилизироваться. «Принятые государством меры по поддержке экспорта уже в январе – феврале текущего года обеспечили рост экспортных перевозок в направлении российских морских портов Северо-Запада и Дальнего Востока. Кроме того, с высокой долей вероятности можно предположить, что с этого года застройщики начнут все чаще заключать контракты с мебельщиками, чтобы предложить покупателям готовые решения в виде полностью меблированных квартир», – проинформировали в организации.

Партнер Strategy Partners Павел Билибин, в свою очередь, считает, что нынешний год для российского ЛПК будет тяжелее, чем прошлый. В I полугодии 2022-го, то есть до начала действия эмбарго в Европе, экспортеры отгрузили большой объем лесоматериалов, пояснил эксперт. Однако 2023 год принесет значительное сокращение прибыли предприятий ЛПК, которое произойдет из-за снижения экспортных цен и роста стоимости логистики.

«Снижение объемов рынка уже приводит к сокращению объемов переработки и, соответственно, лесозаготовки. Уже сегодня мы видим падение заготовки на 30%, и к концу года спад может быть еще больше», – не исключает П. Билибин.

Играет роль не только закрытие Европы для российской продукции, но и общий тренд: в целом по мировому рынку наблюдается глобальное снижение потребления древесины, вызванное экономической рецессией.

Спад объемов переработки приводит к ухудшению рентабельности лесоперерабатывающей отрасли. «В меньшей степени это касается целлюлозно-бумажного производства. Это обусловлено, во-первых, тем, что рынки ЦБП не закрылись, а во-вторых, тем, что ЦБП – самая высокомаржинальная отрасль ЛПК», – уточнил партнер Strategy Partners.

Субсидии в помощь

Несмотря на внешнеэкономические факторы, вопрос экспорта для компаний лесопромышленного комплекса России является ключевым, потому что практически половина производимой продукции отрасли вывозится за границу.

Вместо ЕС представители бизнеса сумели найти новые рынки сбыта в Китае, Южной Корее, государствах Ближнего Востока и СНГ. Например, раньше страны СНГ занимали 7% объема экспортируемой из Красноярского края лесопродукции. К настоящему моменту эта доля выросла до 13%. Рынком № 2 после Китая для отечественного ЛПК становится Узбекистан, хотя, как отмечают участники отрасли, пока достаточно сложно обеспечить транзит груза через Казахстан из-за перегруженной сети железных дорог.

Главным инструментом по поддержке экспорта и логистики является постановление правительства РФ № 1347 от 28.07.2022 г. о предоставлении компенсации на перевозку продукции. В этом году решено увеличить размер субсидии с 300 млн до 500 млн руб. на одну компанию.

Лесопромышленный комплекс страны остается главным получателем транспортной дотации. Субсидия крайне востребована, вероятно, благодаря ей ЛПК страны не так сильно просел по показателям экспорта, как мог бы, считает гендиректор АО «Российский экспортный центр» Вероника Никишина.

По мнению П. Билибина, сегодня необходимо дифференцировать господдержку по субсидированию транспортных расходов. Целесообразно разделить субсидирование логистических затрат на адресную поддержку по регионам. Чтобы не наращивать конкуренцию на внешних рынках, компаниям Северо-Западного федерального округа следует выделять субсидии только на транспортировку на рынки Китая, а компаниям Сибири и Дальнего Востока – на поставки в страны MENA, предлагает партнер Strategy Partners.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions