+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
08.02.2021 09:00:27
ЖД Транспорт / Комментарии
РЖД-Партнер

Две стороны одной медали: как ВСМ повлияет на окружающую среду

Рассуждая о реализации проекта высокоскоростной магистрали, эксперты говорят не только о технологических и финансовых вопросах, но и о влиянии трассы на окружающую среду. С одной стороны, электрифицированный железнодорожный транспорт – экологически чистый, с другой стороны, нанести ущерб природе и доставить неудобства людям можно на этапе строительства. О мерах по недопущению негативного влияния на окружающую среду в рамках заседания дискуссионного клуба «Высокоскоростная магистраль Москва – Санкт-Петербург: дорога в будущее?» рассказал Денис Булычев, начальник отдела проектирования линейных объектов АО «Мосгипротранс».

В содружестве с природой

При строительстве высокоскоростных магистралей в воздух попадает в десять раз больше загрязняющих веществ, чем при их эксплуатации. В основном это распространенные загрязнители, такие как диоксиды углерода, серы, сажа и взвешенные вещества.

«Строительство – это процесс, обеспечивающий нам в будущем комфорт, но при этом само производство работ оказывает значительное влияние на воздух, воду, почву, растительный и животный миры. Несмотря на то, что это воздействие носит временный характер, задача проектировщиков – предусмотреть, а задача строителей – неукоснительно выполнить меры по снижению влияния на окружающую среду», – сообщил Д. Булычев.

Так, по его словам, при проведении работ допустимо использование только современной техники экологическим классом не ниже Евро-3, ее своевременный ремонт и обслуживание вне строительных площадок, заправка в строго отведенных местах либо использование топливно-заправочных комплексов, не допускающих проливов.

«Кроме того, в процессе строительства возможно загрязнение воды. Это происходит при сбросе сточных вод со строительных площадок, при аварийных проливах нефтепродуктов и других отравляющих веществ. Для предотвращения загрязнения ресурсов предусматривается сбор и очистка хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод, вывоз их на очистные сооружения», – рассказал Д. Булычев.

Чаще всего при строительстве используется схема обращения с ливневыми стоками, позволяющая не только снизить воздействие на окружающую среду, но и уменьшить расходы на доставку воды для технических нужд. На площадках устанавливаются локальные очистные сооружения, вода из которых накапливается в резервуарах для утилизации. Летом ее можно использовать для пылеподавления на строительных площадках и дорогах, для сокращения загрязнения воздуха.

Узкие коридоры

Высокоскоростную магистраль планируется проложить в 2,7 км. от действующей автомобильной трассы М-11. Таким образом, животные остаются запертыми в узких коридорах между ВСМ и автодорогой. По мнению активистов, логичнее было бы проложить магистраль вплотную к трассе, но Д. Булычев уверяет, что это невозможно сделать в силу технических особенностей проекта.

«Мосгипротранс» проектирует участок от Москвы до Твери, поэтому отвечать за весь путь я не могу. В общей концепции, естественно, при проектировании железной дороги специалисты пытаются рационально использовать существующие транспортные коридоры. В случае c Москва – Санкт-Петербург это автодорога М-11. На большинстве участков магистраль запланирована параллельно трассе, но стоит учитывать, что несмотря на скоростной характер автомобильной дороги она имеет свои параметры продольного профиля, обеспечивающие ее расчетный скоростной режим. Для ВСМ у нас расчетная скорость – 400 км/ч, а срок службы объекта – 100 лет. Соответственно, эта расчетная скорость предусматривается, в том числе на перспективу и возможности увеличения. Минимальные радиусы кривых для обеспечения скоростного режима – это 10 тыс. м. М-11 на существенном своем протяжении, в первую очередь на застроенной территории, такими радиусами не обладает. Основная идея – это использование транспортного коридора, но абсолютной концентричности с М-11 мы достичь не можем», – объяснил Д. Булычев.

В несогласии с человеком

Д. Булычев в своем докладе рассказал, что специалисты также разрабатывают меры по снижению уровня шума и вибрации при строительстве и эксплуатации магистрали, чтобы не доставлять дискомфорт жителям тех районов, где пройдет будущая ВСМ. Только людей беспокоит вовсе не шум. Активисты из Твери утверждают, что под снос пойдут сотни домов.

«Что касается Тверской области, то на маршруте, исключая Москву и Санкт-Петербург, это наиболее густозаселенная территория, которую необходимо пересечь скоростной магистралью. Кроме того, населенные пункты расположены преимущественно поперек трассы ВСМ, потому что они идут вдоль р. Волги, вдоль основных региональных дорог. При заданных для высокоскоростной магистрали параметрах избежать сноса домов не удастся. Что касается компенсаций, то они предусмотрены законодательством, невозможно просто так взять и лишить человека собственности, но я не располагаю информацией о механизмах в данном случае. Скажу на примере трассы Москва – Казань: там обсуждались и прямые компенсации, и компенсационное строительство, но относительно ВСМ Москва – Санкт-Петербург ни конкретные механизмы, ни полный их перечень не обсуждались», – заключил Д. Булычев.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions