Долгий путь к экотранспорту
Осенью 2016 года к главе администрации города обратилась представитель чешской компании SOR Libchavy Златица Розправкова с инициативой создать в Ростове площадку для производства электробусов. Электробус чешского производства на 4 т легче российских аналогов, так как он выполнен преимущественно из стеклопластика. Минимальный пробег электробуса в условиях города – 120 км.
Тогда нынешняя власть города заинтересовалась этой идеей, говоря о том, что если завод будет локализован в Ростовской области, то город будет покупать эту технику. Более того, чиновники готовы были приехать в Чехию и посмотреть производство. Но в итоге не поехали, а предложили чехам поставить для испытания в Ростов образец электробуса чешского производства
В конце мая 2017 года в эфире местному телеканалу губернатор Ростовской области Василий Голубев в разговоре о развитии транспортной и дорожной инфраструктур в преддверии предстоящего чемпионата мира по футболу сообщил о желании властей приобрести до конца года несколько электробусов – троллейбусов без контакта.
Но уже через несколько месяцев стало понятно, что электробус будет российского производства. Департамент транспорта Ростова объявил конкурс на поставку автобуса большой вместимости с электродвигателем. На эти цели из городского и областного бюджетов было выделено более 37,1 млн руб. Некоторые горожане называли «закупку» слишком дорогой. Для сравнения: летом 2019 года управление транспорта администрации Владивостока заключило контракт на поставку двух подобных электробусов, но стоимость одного электробуса была 31,4 млн руб., но эта сумма также
встретила критику местных жителей.
В итоге победителем конкурса на поставку первого электробуса для Ростова стало АО «Востокавтотранс» – официальный дилер ПАО «КамАЗ» по реализации и продвижению автобусов большого (марки «НефАЗ») и малого (марки BRAVIS) классов.
Для имиджа или для горожан?
Новая чудо-машина прибыла в Ростов в конце февраля 2018 года, в преддверии чемпионата мира по футболу. Ростов-на-Дону, напомним, стал одним из российских городов, где проходили матчи ЧМ-18. По официальных данным властей, свыше 172 тыс. болельщиков посетили Ростов за четыре матча группового этапа ЧМ-2018 по футболу. Кто-то из них обязательно прокатился на новом электробусе.
Во время чемпионата мира по футболу он был экскурсионным, на маршруте от главного вокзала до площади Карла Маркса звучала аудиоэкскурсия об истории и архитектуре Ростова.
Экотранспорт рассчитан на одновременную перевозку 85 человек, имеет литий-ионные батареи с рабочим диапазоном напряжения 250–600 В. Энергоемкость батарей двигателя – не менее 80 кВт·ч. Салон имеет три двустворчатых двери, систему защиты от начала движения при открытых дверях и систему защиты от открывания дверей до полной остановки автобуса. Оснащен системами вентиляции, кондиционирования и пожаротушения, имеет в салоне четыре электронных информационных табло и антивандальные сиденья с нерегулируемой спинкой.
Еще только при объявлении тендера замглавы администрации Ростова по транспорту и дорожному хозяйству Евгений Лебедев назвал появление в городе электробуса «достаточно имиджевым проектом». Но из всего следует, что только имиджевым на время ЧМ-18 он и стал, а сейчас превратился в одну из многочисленных болевых точек транспортной системы города.
Ростовские дороги оказались не по плечу
С середины октября 2018 года электробус работал на маршруте № 88 (главный железнодорожный вокзал – музей «Россия – моя история»). Но через 23 дня вышел из строя. Рассказывая об этом на встрече с жителями города, тогда еще глава администрации Виталий Кушнарев заявил, что в работе единственного в Ростове электробуса возникли проблемы. «С учетом того, что это новая техника, которая работает на батарее, мы ее обкатываем. После ремонтных работ машина вернется на маршрут», – заверил он. Но по факту из-за технических неисправностей электробус простоял более полугода.
Только в конце апреля 2019 года все технические неисправности были устранены, и электробус наконец вышел на линию. Но за неделю до этого департамент транспорта направил досудебную претензию в адрес поставщика электробуса КАМАЗ-6282 в связи с тем, что технику «невозможно использовать из-за существенных недостатков».
Из-за поломки власти приняли решение не закупать подобную технику: «Закупка электробусов КАМАЗ-6282 в 2019 году не предусмотрена. Рассматривается вопрос о приобретении троллейбуса с увеличенным автономным ходом», – пояснили тогда в департаменте.
Осенью прошлого года стало известно, что компания-перевозчик, эксплуатирующая единственный в городе электробус КАМАЗ-6282, собралась отказаться от электробуса, заявив, что в поломанном экотранспорте не видят смысла. А видят два варианта его дальнейшей судьбы – продать его либо вернуть производителю. Тогда горожане выступили за вариант продажи, обосновывая это тем, что это позволит восстановить контактную сеть троллейбусов или даже купить для города новый транспорт.
Вернуться в третий раз
На днях глава департамента транспорта администрации Ростова Христофор Ермашов сообщил местным журналистам, что этот электробус совсем скоро снова выйдет на улицы города. А сейчас он находится на гарантийном обслуживании, сроки его ремонта затянулись из-за пандемии коронавируса. В частности, чиновник пояснил, что одной из основных сложностей является острая проблема с его запасными частями, среди которых есть детали не только отечественного, но и импортного производства. Трудности с их поставкой и затрудняют дальнейшую эксплуатацию электробуса.
Несмотря на то, что последствия пандемии отразились на реализации целого ряда проектов, производств и предприятий по всей стране, и текущая ситуация с ростовским электробусом – лишь одна из многих подобных, нельзя не отметить, что состояние общественного транспорта в Ростове – один из самых острых вопросов транспортного обслуживания города уже далеко не первый год.
В планах стратегии социально-экономического развития города до 2035 года – строительство в Ростове метро, запуск скоростных трамваев, создание канатной дороги через Дон и строительство нового железнодорожного вокзала и так называемого Ростовского транспортного кольца, общая стоимость которого ни много ни мало 161 млрд руб.
Но по факту строительством метро в Ростове власти пока безрезультатно занимаются с 2008 года. Главные причины –
нехватка средств и сложные метеоусловия, одни и те же дороги города ремонтируются каждый год, водители ежедневно простаивают в пробках на неизменных узких участках дорожной сети, а пассажиры не устают жаловаться на состояние общественного транспорта, срываются поставки новых троллейбусов. Недавняя транспортная реформа провалилась и вызвала публичную критику губернатора.
Несмотря на старты новых транспортных проектов и сотрудничества с ведущими транспортными компаниями, общая картина в городе немного резонирует со стендом Ростовской области на XIV Международном форуме и выставке «Транспорт России» в ноябре – из огромной лейки на транспортную сеть «лились» деньги.
Автор: Наталья Гусаченко
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.