Красноярск
Проектирование Красноярского метрополитена началось еще в 1984 году. В 1995-м началось строительство, но уже через 2 года о себе дали знать финансовые проблемы, к 2011-му было построено чуть более 3,5 км тоннелей. Но строительство постепенно было заморожено – федеральный бюджет перестал выделять деньги. Региональный бюджет в состоянии выделить средства только на поддержание безопасности уже построенных тоннелей.
Важно отметить, что отсутствие должного финансирования – далеко не единственная проблема. Эксперты и экологи высказывают мнение о том, что даже при наличии необходимых средств строить метро в Красноярске нельзя, так как уровень подземной природной радиации в городе выше среднемирового в 2,5 раза. Другими словами, если построится подземка, радиация выйдет наружу. Город имеет сложные геологические условия и поэтому станции метро могут быть только глубокого заложения.
В прошлом году губернатор Красноярского края заявил о том, что на строительство нужны 65 млрд руб. Он просил президента страны Владимира Путина вернуться к теме строительства подземки и возобновить финансирование. Такая большая сумма обусловлена необходимостью применения более сложных инженерных решений.
В конце года администрация Красноярска начала выкуп земли под метро. Директор управления по строительству метрополитена Игорь Иванов осенью в интервью одному из местных СМИ говорил об ожидании выделения 1 млрд руб. «В 2019 году мы сможем начать проектные работы», – заявил он www.ngs24.ru. Если эта сумма будет выделена, проехаться в метро в Красноярске можно будет в 2023 году.
Согласно проекту, предполагается, что метро Красноярска будет перевозить в год 55 млн пассажиров.
Ростов-на-Дону
Не решается вопрос строительства метрополитена и в Ростове-на-Дону. В 1970–1980 гг. проектировался метрополитен города. Но работы также были свернуты из-за экономической ситуации. В 2008 году было создано МКУ «Управление метро Ростова», оно занималось в основном предпроектными работами. В 2013-м был утвержден проект планировки и межевания территории для размещения первой линии метрополитена. В 2014-м Управление метро Ростова начало искать подрядчика на разработку проектно-сметной документации (ПСД) первой ветки метро. Но конкурс (сроки подачи заявок на который неоднократно продлевались) был отменен, а само управление в 2015 году расформировано.
Весной 2016 года власти подтвердили, что 355 млн руб., заложенные на разработку ПСД, вычеркнуты из программы социально-экономического развития города на период 2015–2018 гг. Но при этом пояснили, что разработку документации предполагается перенести на время после ЧМ-2018.
В конце июля этого года гендиректор «Мосметростроя» (основной подрядчик строительства Московского метрополитена) Сергей Жуков заявил «Известиям», что его компания рассматривает возможность строительства метрополитена в нескольких крупных городах страны, в том числе и в Ростове. По его словам, стоимость 1 км мелкого заложения будет в районе 5–6 млрд руб., а глубокого – свыше 10 млрд руб.
Добавим, что строительство метро, как и целый ряд других значимых транспортных проектов, значится в Стратегии социально-экономического развития города до 2035 года.
Согласно документу, общая протяженность сети метрополитена в Ростове составит 75–80 км: линии протянутся от окраин в центр.
Но ЧМ закончился, а новостей о сдвигах в ситуации с метро в городе нет.
Челябинск
Дата открытия Челябинского метрополитена, фигурирующая в открытых источниках, – 2025 год. А сумма, необходимая для завершения строительства, закупки поездов и благоустройства территории вокруг, – 80 млрд руб.
Его строительство ведется с 1992 года медленными темпами. Общая готовность составляет, по последним данным, лишь 18%. По проекту дневной пассажиропоток должен составить 155 тыс. человек, а годовой – 56,6 млн человек. Первоначальный срок сдачи пускового участка был запланирован на 2000 год.
Как и в предыдущих городах, местные власти обращаются с просьбами к столичным о выделении денег.
В конце ноября 2018 года администрация города объявила аукцион на 263 млн руб. на выполнение строительно-монтажных работ на объекте первого пускового участка линии метрополитена от станции «Тракторозаводская» до станции «Проспект Победы». Но речь идет не о строительстве станции или тоннелей, а только о поддержке инфраструктуры метро в нынешнем виде.
Омск
Строительство Омского метрополитена началось в 1992 году, хотя решение было принято еще в 1986-м. Сроки запуска подземки постоянно откладывались – с 2008-го на 2012-й, затем 2015 и 2016 год. Сначала предполагалось, что это будет ветка с четырьмя станциями. Но в итоге была построена лишь одна станция.
В 2015 году компанию «Мостовик» (подрядчик) объявили банкротом. Как следствие, существенно выросла стоимость строительства подземки.
В мае 2018 года власти региона решили заморозить строительство метро. Но буквально после этого Минтранс России рекомендовал чиновникам Омской области достроить метро. В противном случае ведомство предупредило о неэффективном использовании бюджетных средств. Вместо заморозки Минтранс предложил проработать механизм финансирования с участием регионального бюджета и ГЧП.
В прошлом году готовность омского метро составляла 35,9%. Для завершения строительства одной ветки метро необходимо 22 млрд руб.
Если подытожить, главная проблема, которая мешает достроить метро, – это финансирование. В самой огромной по территории стране действующие системы метро есть лишь в семи городах: Санкт-Петербурге, Москве, Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске. Восточнее Красноярска говорить о появлении метро не приходится.