+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.11.2020 11:19:40
Авиация / Обзоры
РЖД-Партнер

Российские авиаперевозчики по итогам года могут потерять до 350–400 млрд руб. выручки

По оценкам экспертов Кредитного рейтингового агентства НКР, в этом году потери выручки российских авиакомпаний составят около 350 млрд руб. А при неблагоприятном стечении обстоятельств эта сумма может вырасти до 380–400 млрд руб.
«Негативный сценарий может реализоваться в случае существенного снижения пассажиропотока в период новогодних праздников (с 15 декабря по 15 января), если российские курорты, особенно горнолыжные, введут жесткие ограничительные меры на фоне растущего числа заболеваний COVID-19», – комментируют эксперты.

Пассажирское падение

По данным Росавиации, за январь – сентябрь этого года пассажирооборот гражданской авиации снизился на 51,6%, а объем перевозок – на 46,1%.

Основное снижение пришлось на II квартал – период жестких противоэпидемических ограничений, когда пассажиропоток упал более чем в 7 раз. Одновременно спрос переместился на внутренние маршруты, где маржинальность ниже, чем на международных.

Несмотря на некоторое восстановление количества полетов летом и в начале сентября, даже на внутренних перелетах показатели не смогли приблизиться к уровням прошлого года. Пассажиропоток на внутренних линиях за 9 месяцев текущего года упал на 24,7%, а на внешних направлениях – на 71,2%.

«При этом компании с невысокими тарифами и гибкой операционной моделью («Победа», S7, «Азимут», «Нордавиа») пострадали меньше других, а в некоторые месяцы года даже увеличили пассажиропоток по сравнению с аналогичными периодами прошлого года», – отмечают в НКР.

При этом, по данным Росавиации, в октябре российские перевозчики обслужили 6,78 млн пассажиров, что на 39,2% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Пассажирооборот снизился на 50,8 % и составил 13,8 млрд пасс.-км.

В октябре услугами авиакомпании «Аэрофлот» воспользовались на 65,8% меньше пассажиров, чем годом ранее, «Уральских авиалиний» – 33,8%, «России» – 41,1%, «Победы» – больше 10,6%. При этом авиакомпания «Сибирь» в октябре перевезла 1,17 млн пассажиров. При сравнении с показателями группы S7 за аналогичный период прошлого года объем пассажиропотока авиакомпании составил – 4,8% (с начала 2020 г. S7 Group объединила свои компании «Сибирь» и «Глобус»).

Рост ставок на перевозке грузов

По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), грузооборот гражданской авиации за 9 месяцев текущего года снизился на 8,2%, объем перевезенных грузов и почты – на 2,6%, процент коммерческой загрузки – на 9%.

В частности, грузооборот компании «Аэрофлот» сократился за этот период на 24,6%, а объем перевезенных грузов и почты – на 30,3%. «На операционные результаты 9 месяцев и сентября 2020 года повлияла динамика спроса и значительные ограничения на полеты, связанные с распространением коронавирусной инфекции в мире. Остановка регулярных международных рейсов и ограничения на передвижения по России в II квартале повлияли на снижение показателей в соответствующие периоды», – отмечают в компании.

Грузооборот лоукостера «Победа» снизился за отчетный период на 27,1%, другой «дочки» «Аэрофлота» – авиакомпании «Россия» – на 11,6%. Грузооборот крупнейшего грузового перевозчика в России – компании «ЭйрБриджКарго» – сократился за этот период на 15,1%, объем перевезенных грузов и почты – на 7,6%.

Участники рынка отмечают: нет пассажирских самолетов иностранных авиакомпаний – нет грузоперевозок. «Аэрофлот», Lufthansa, Air France, Korean Air – любая пассажирская авиакомпания зарабатывает, прежде всего перевозя грузы.

«У крупных перевозчиков обычно есть фрейтеры (грузовые борта), но основной объем перевозился на пассажирских самолетах, на ежедневных рейсах по всему миру. Многие авиакомпании имели два-три вылета каждый день из Москвы или Санкт-Петербурга – это огромные возможности для быстрых и недорогих перевозок грузов», – говорит собеседник редакции.

Из-за сокращения пассажиропотока пассажирские борта стоят на земле, в небе остаются только фрейтеры. Такое крайне малое количество грузового места привело к резкому росту ставок. По данным ИАТА, в мае средний рост тарифов составил 300% по отношению к ставкам за тот же период в 2019 году. Тарифы выросли до 12–13 долл./кг от 100 кг, что выше самых дорогих рождественских рейсов с 25 по 31 декабря.

Авиакомпании, которые возили запчасти, комплектующие и прочее из Китая, были вынуждены перейти на альтернативные способы доставки (железная дорога, авто, море) либо искать альтернативный товар в Европе (автосборки). 99% запросов были на перевозки масок и перчаток либо станков и медицинского оборудования.

Те, кто возил товар из Европы авиатранспортом, продолжают использовать этот вид перевозок. Производства, заказывающие комплектующие из Азии, срочную часть отправляют авиа, остальное железнодорожной сборкой или морем через Владивосток. Несмотря на трудности с объемами грузоперевозок, авиатранспорт остается востребованным для перевозок сроком в неделю.

Убыточный год

Несмотря на некоторое восстановление спроса, российские авиаперевозчики продолжают нести значительные убытки. «Большинство международных направлений закрыто месяцами, при этом затраты компаний росли, так как курс рубля существенно упал, что в том числе увеличило рублевый эквивалент лизинговых платежей, а авиакеросин подешевел незначительно, несмотря на обвал нефтяных цен.

Стоит отметить, что цена на авиационное топливо в аэропортах России в текущем году планомерно снижалась в течение I полугодия. В июле и августе цены выросли, но в сентябре снова снизились. В октябре по сравнению с общей динамикой цены выросли, но по сравнению с началом года стоимость снизилась на 11,62%, или на 6,1 тыс. руб.

По данным Росавиации, по итогам октября средняя стоимость авиационного топлива в российских аэропортах выросла по сравнению с сентябрем на 2,21% и составила 46 873 руб.

Еще одним фактором, влияющим на рост потерь авиакомпаний, стало падение доходов населения, из-за которого компании не смогли повысить тарифы на внутренних рейсах и тем самым переложить часть затрат на пассажиров.

Ведущий менеджер по авиаперевозкам ГК «Аривист» Анна Ремизова отмечает, что сейчас, перед Рождеством, они ожидают горящих запросов тех, кто не успел оформить отправку по морю до Нового года. Рост ставок начался на прошлой неделе, и они будут расти до конца декабря.

К причинам роста ставок она относит небольшое количество рейсов (грузовые и пассажирские, переделанные под грузовые), неполное количество направлений. «Во Владивосток из Китая авиа не привезти, а в Санкт-Петербург прямой рейс возможен только раз в неделю. Остается Москва», – комментирует она.

В-третьих, это овербукинги. Конечно, авиакомпании принимают брони с запасом. В обычный год это их гарантия, что рейс не улетит пустым и убытки будут минимизированы. В периоды пиков овербукинг имеет негативный эффект в связи с тем, что клиентам необходимо каждый раз объяснять, почему их груз, имеющий бронь на 10-е число, не вылетел 10-го и даже 11-го. «Авиакомпания имеет право переносить бронь, если у нее на складе накопились неотправленные грузы с более ранними датами брони. В июне был случай, когда одна авиакомпания в алчном желании заработать набрала грузов больше, чем ее перевозные способности, – на транзитном складе скопилось грузов на две недели вперед», – говорит А. Ремизова.

И, наконец, еще одна причина роста ставок – priority-тариф, позволяющий улететь ближайшим рейсом тем, кто готов платить любые деньги. Ради таких суперсрочных грузов снимают с рейса обычные. В 2020 году авиакомпании отменили этот тариф, оставив возможность экстренной отправки только по запросу правительств.

«К сожалению, кризис сильно ударил по авиакомпаниям, и последствия будут влиять на отрасль еще ближайшие несколько лет даже с благоприятным прогнозом, учитывающим, что пассажирские международные перевозки возобновятся в 2021-м в полном объеме. Поэтому, я думаю, в этом и следующем годах мы будем говорить не о развитии отрасли, а о выживании. Даже гиганты отрасли (авиакомпании вроде Emirates) сейчас, в пиковый сезон, переоборудуют свои пассажирские борта под перевозку грузов, снимая кресла в салоне или перевозя грузы on seat loading (закрепляя коробки прямо в креслах)», – комментирует спикер.

Сейчас авиаперевозчики ожидают дополнительный взрывной рост запросов на авиаперевозку в декабре в связи с новостями об окончании разработки вакцин от коронавируса.

Надежда на хабы

По словам экспертов и участников рынка, один из вариантов удержаться на плаву – идти в сторону создания хабов. Пандемия коронавируса ускорила темпы роста российской онлайн-торговли: по данным аналитиков Data Insight, режим самоизоляции привел в российскую онлайн-торговлю не менее 10 млн покупателей, утверждают аналитики. По другим данным, от 15 до 17 покупателей.

А по прогнозам Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), оборот российского рынка интернет-торговли по итогам 2020 года может составить 2,9 трлн руб.

По итогам января – июня 2020 года доля e-commerce в общем обороте розничной торговли уже достигла 10,9%, что, как отметил глава АКИТ Артем Соколов, приближает Россию к ведущим странам – США (доля e-commerce – 13,9%), КНР (29,9%).

Возросший товарооборот компаний e-commerce способствует росту спроса на авиаперевозки, что приводит к обострению конкуренции и росту тарифов.

В этой связи, к примеру, руководством аэропорта Казань была инициирована новая программа грузовых рейсов из Китая крупнейшего международного дистрибьютора интернет-торговли на крыльях авиакомпаний АТРАН и «Авиастар-ТУ». На первом этапе рейсы выполняются 2 раза в неделю с полной разгрузкой в Казани, однако начиная с середины ноября планируется увеличить частоту рейсов до 3–4 в неделю.

Также совместно с группой компаний «Волга-Днепр» инициирован проект по открытию транспортного узла в аэропорту «Казань» для организации авиационных грузовых перевозок из Европы и Азии. Сейчас в рамках проекта выполняются транзитные рейсы Boeing 747 и Ан-124, в то же время в перспективе ожидается выполнение рейсов с разгрузкой и отгрузкой в Казани.

«Современная экономика, в том числе в сложных эпидемиологических условиях, продолжает повышать требования к скорости работы, и наличие хаба позволяет это требование выполнить. Более того, возникла глобальная необходимость сдерживания распространения вируса COVID-19 и обеспечения медицинской отрасли всем необходимым. Таким образом, в настоящее время сохраняется большой потенциал авиационных хабов в части их востребованности и формирования клиентской базы», – комментирует Адель Гатауллин, руководитель пресс-службы аэропорта.

Добавим, что ранее эксперты выражали скепсис по поводу создания международных хабов на Дальнем Востоке, объясняя это тем, что экономическая целесообразность таких проектов в силу географического положения и небольшой численности населения под вопросом. Сейчас эти настроения начинают меняться, и вектор поворачивается на восток.

В начале октября пресс-центр правительства Сахалинской области сообщил, что принято решение о создании дальневосточной авиакомпании. С появлением нового авиаобъединения Сахалин и Курилы получат дополнительные возможности для повышения транспортной доступности. Дальневосточная авиакомпания будет работать на основе единых стандартов обслуживания пассажиров и безопасности полетов. Все авиаперевозчики, вошедшие в союз, будут летать под единым брендом «Тайга». Опора на долгосрочную стратегию развития авиаперевозок позволит решать вопросы обновления парка воздушных судов за счет российского авиапрома.

Меры поддержки

Поддержать отрасль планируется в том числе за счет федеральных средств. В начале октября российские авиакомпании обратились в правительство с просьбой выделить дополнительные 50 млрд руб. из-за убытков, связанных с пандемией коронавируса, – около 30 млрд руб. в IV квартале 2020 года и 20 млрд руб. в I квартале 2021-го.

Представитель авиакомпании «ИрАэро» отмечает, что поддержка авиаперевозчиков в сфере грузоперевозок не настолько востребована, как в сфере пассажирских, так как грузоперевозки на фоне пандемии пользуются повышенным спросом, а пассажиропоток ощутимо упал. «Но грузоперевозки составляют лишь небольшую долю в обороте авиакомпаний, и покрыть за счет них выпавшие доходы невозможно, ведь перевозка грузов осуществляется в основном чартерными рейсами или подгрузкой на регулярные», – говорит он.

Представитель другой авиакомпании добавляет, что сезонные убытки компаний «значительно превысят» потери аналогичных периодов прошлых лет.

Вместе с тем, как сообщил заместитель директора департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса России Илья Белавинцев, Минтранс внес в правительство проект постановления о предоставлении авиакомпаниям компенсации в 22,4 млрд руб. керосиновых субсидий за высокую стоимость авиатоплива в 2018 году. Эта мера также должна помочь авиакомпаниям сократить убытки.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions