– Решение компании PowerJet означает одно – Superjet 100 будут сниматься с рейсов. Выхода может быть два – уполномочить другие сервисные центры проводить обслуживание и ремонт или менять двигатели на отечественные аналоги.
Но проблема в том, что Superjet 100 изначально разрабатывался под одну модель двигателя. Обычно авиапроизводители предусматривают альтернативный вариант, а часто продают авиакомпаниям самолеты вообще без двигателя, а те могут купить (в некоторых случаях даже взять в аренду) и установить какой-либо из сертифицированных вариантов на свое усмотрение. Но с Superjet 100 такой путь невозможен, так как российский авиалайнер изначально разрабатывался под одну модель двигателя.
– Россия разрабатывает свой двигатель для Superjet 100…
– Разрабатываются отечественные ПД-8 и ПД-10, но это долгий процесс обкатки и сертификации – на несколько лет.
Французская сторона компании PowerJet отвечала за разработку так называемой горячей части двигателя SaM146 – это газогенератор в составе компрессора высокого давления, камеры сгорания и турбины высокого давления. Замену горячей изготовить можно, но это, во-первых, долго, а во-вторых, могут быть юридические нюансы, то есть патентные условия.
Нельзя что-либо просто так копировать без разрешения правообладателя, а французы не могут продать права из-за санкций. Поэтому путь только один – самостоятельная разработка. Но, повторюсь, это долгий процесс.
– Российские власти заявляют, что импортных запчастей для обслуживания SSJ-100 хватит «на значительное время»…
– Да, в России имеется пул запасных двигателей для этой модели самолета, но я думаю, что он закончится очень быстро. Даже если ремонт выходящих из строя будет передан сторонним организациям, которых сам производитель на это не уполномочил, то без запасных частей они ничего сделать не смогут.
По заявлению производителя, межремонтный ресурс двигателя SaM146 составляет 7,5–8 тыс. ч., но на практике оказывается несколько меньше из-за условий эксплуатации: пыльные аэродромы, большие перепады температур и т. д. В лучшем случае при эксплуатации 10 ч. в сутки каждый двигатель нужно ремонтировать раз в два года.
– Что будет с SSJ-100, которые проданы иностранным авиаперевозчикам?
– Не исключаю, что PowerJet будет полностью продан французам. Тогда они смогут обслуживать самолеты зарубежных участников рынка.
Беседовала Алена Алешина