+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
29.04.2022 11:35:34
Авиация / Интервью
РЖД-Партнер

Пилотов-любителей могут допустить до коммерческих рейсов и выполнения авиаработ

В документах комиссии при президенте РФ по вопросам авиации общего назначения и системы ГЛОНАСС отражено несколько новых предложений по их дальнейшему включению в Транспортную стратегию РФ до 2030 года. В частности, непрофессиональных пилотов и сверхлегкие воздушные суда могут допустить к коммерческим воздушным перевозкам и выполнению авиаработ. Какие здесь могут быть подводные камни, корреспондент РЖД-Партнера узнал в беседе с исполнительным директором агентства «АвиаПорт» Олегом Пантелеевым.
Пилотов-любителей могут допустить до коммерческих рейсов и выполнения авиаработ
– Олег Константинович, какие авиаработы в принципе можно доверить пилотам-любителям?

– На значительной территории нашей страны либо уже наступил, либо в ближайшее время наступит пожароопасный сезон. И когда один человек на легком или сверхлегком летательном аппарате выполняет полет над тайгой, обнаруживая очаги возгорания и сообщая о них специалистам, то угроза, которую он несет кому-либо, кроме себя, мягко говоря, невелика, а вот польза, которую можно принести, достаточно высока. Поэтому патрулирование, мониторинг приходят мне на ум в первую очередь. О целесообразности инициативы говорит еще и то, что для подобных целей используют в основном самолеты Ан-2. Для других видов работ все за и против надо взвешивать более тщательно. Например, возьмем выполнение авиационных химических работ. Это уже реальность, которая сейчас происходит. Благодаря привлечению непрофессиональных пилотов расходная часть эксплуатантов заметно снижается, так как можно выполнять больший объем работ за меньшие деньги. Однако возникает вопрос: а считаем ли мы, что работа с химикатами и полеты над полями действительно требуют минимальной квалификации пилотов, ведь там могут применяться специфичные требования. Иными словами, все виды авиационных работ необходимо ранжировать с точки зрения угроз и опасностей для окружающих, выработав для каждого вида таких работ определенный набор требований, который, с одной стороны, эффективно сократит нагрузку на операторов, с другой стороны, не создаст недопустимых рисков.

– А с коммерческими перевозками как ситуация выглядит?

– Есть довольно простая и понятная практика – авиатуризм. В частности, выполнение обзорных рейсов, воздушных экскурсий. Но там, безусловно, ответственность пилота распространяется еще и на тех людей, которых он берет на борт. К тому же зачастую такие полеты выполняются над населенными пунктами, пускай даже и небольшими, когда надо облететь какую-нибудь историческую достопримечательность, например монастырь. В данном случае как раз и нужно сопоставлять риски и выгоды. Общая позиция государства, которую сейчас многие политики и чиновники озвучивают, заключается в том, что малый и средний бизнес должен стать фундаментом для восстановления российской экономики в нынешней непростой ситуации. Поэтому решение, обсуждаемое властями, идеологически укладывается в этот подход. Но и безопасность для наших чиновников является священной коровой, трогать которую не позволено никому, даже если это обещает значительные экономические выгоды. Соответственно, вероятность того, что с выдвинутыми предложениями согласятся в полном объеме и без боя, в общем-то отсутствует. Будут ограничивать, может, не так строго, как сейчас. Но быстрых и всеобъемлющих решений ожидать не приходится.

– Для непрофессиональных пилотов, которые могут быть привлечены к авиаработам, предполагаются какие-то обучающие курсы, хотя бы краткосрочные? Не совсем же с улицы людей будут брать?

– Есть пилоты-любители, есть коммерческие пилоты, и есть линейные пилоты. Каждая из этих категорий предполагает, что человек уже летал. Привлечение к авиаработам пилотов-любителей подразумевает то, что у них уровень подготовки ниже, чем требуется прямо сейчас. В той же Америке для того, чтобы человек совершил очередной шаг вверх для присвоения следующей квалификации, ему необходимо налетать довольно большое количество часов, которые нарабатываются как раз в авиаработах, в том числе при участии в первоначальной подготовке летного состава. Поэтому в России выполнение авиационных работ пилотами-любителями как шаг к получению квалификации коммерческого пилота было бы возможно. Но кто-то порой и не ставит перед собой такую задачу: он просто имеет частный самолет и хочет в каких-то случаях подработать, а то и вовсе помочь исключительно за бензин, потому что любит летать и в то же время понимает, что сообщить о пожаре – это благое и полезное дело для того региона, в котором живешь сам. Мотивы самые разные.

– Получается, совсем необязательно иметь диплом летчика?

– Совершенно точно. Выполнение некоторых работ должно быть доступно человеку, имеющему квалификацию «пилот-любитель».

Беседовал Степан Ратников
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions