+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
16.12.2019 14:51:38
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Невесомый груз, или Насколько развиты карго-терминалы в российских аэропортах. Часть 1

Несмотря на то, что в течение всего года грузооборот российских авиакомпаний исключительно снижался (за 10 месяцев – на 7,1% по сравнению с прошлым годом), авиационные грузовые перевозки по-прежнему остаются одними из самых востребованных. Но как принимается груз в аэропорту? Насколько автоматизированы современные карго-терминалы? РЖД-Партнер выяснил, насколько система карго-терминалов развита в крупнейших аэропортах страны.
Неравномерная концентрация

Как правило, современный грузовой терминал работает в круглосуточном режиме, склад имеет право обрабатывать грузы, требующие ветеринарного и фитосанитарного контроля; на нем имеется оборудование для определения веса груза и почты, видеокамеры, обеспечивающие круглосуточное видеонаблюдение, в том числе за сохранностью груза и почты на складе. Также есть холодильное оборудование, помещение для животных, помещение для товаров, которые могут причинить вред другим товарам.

Условно весь технологический процесс можно разделить на три части: первая – прием и отгрузка груза, второй – грузопереработка на самом терминале и третий – перевозка груза между терминалами отправления и назначения.

В системе карго-терминалов страны можно выделить следующие характерные тенденции. Во-первых, самый большой объем транзитных перевозок осуществляется по схемам Европа – Россия, Россия – Россия, Россия – Азия и обратно. Во-вторых, в настоящее время карго-терминалы в нашей стране существуют только при крупных аэропортах. Автономных грузовых авиационных терминалов, которые бы использовались только для перевалки грузов, в отличие от Европы, нет.

В-третьих, почти 75% перевозимых грузов приходится на Московский авиационный узел (МАУ). За 11 месяцев этого года объем грузов, обслуживаемых в аэропорту Шереметьево, вырос на 5,1%. В Домодедово и Внуково, наоборот, сократился на 13,4 и 15,8% соответственно. Ситуация с объемом почты несколько отличается. В последнее время в целом с развитием интернет-торговли наметилась тенденция в увеличении перевозки почты. Но если в Шереметьево и Внуково объем почты вырос на 37,2 и 13,2% соответственно, в Домодедово он снизился на 9,2%.

В аэропорту Шереметьево 2 года назад была введена в эксплуатацию первая очередь нового грузового терминала «Москва Карго» пропускной способностью 380 тыс. т в год. Сейчас завершается подготовка проектной документации по строительству 2-й очереди терминала, запуск которой запланирован на 2021 год.

Одним из крупнейших и наиболее высокотехнологичных авиагрузовых комплексов России является и грузовой терминал московского аэропорта Домодедово. Грузовые перевозки здесь осуществляет терминал Domodedovo Cargo. Общая площадь складских помещений, используемых аэропортом, – 17,3 тыс. кв. м. В сутки терминал может обработать 600 т грузов.

Во Внуково с 2009 года функционирует «Внуково-Карго» – высокотехнологичный офисно-складской комплекс со встроенным двухуровневым грузовым терминалом. Он предоставляет услуги по наземному обслуживанию грузовых и почтовых отправлений. Совсем недавно начали выполняться регулярные грузовые рейсы по маршруту Внуково – Калининград – Внуково.

В Северо-Западном регионе единственным грузовым авиационным терминальным комплексом является АО «Грузовой терминал Пулково». Он осуществляет наземную обработку почты и грузов, перевозимых на регулярных и чартерных рейсах иностранными и российскими авиакомпаниями, а также оказывает агентские услуги по бронированию и продажам грузовых авиаперевозок, таможенному оформлению авиаперевозок, предлагает широкий спектр складских (терминальных) услуг и осуществляет специализированные процессы.

Терминал обладает необходимым оборудованием для погрузки и разгрузки груза, его транспортировки и взвешивания (в том числе перегружатели грузоподъемностью до 30 т). Также на территории склада АО «Грузовой терминал Пулково» имеются специальные помещения для хранения как скоропортящихся, так и ценных и опасных грузов.

Централизация силы

Абсолютным лидером среди российских аэропортов не только с точки зрения грузооборота, но и с точки зрения уровня развития карго-инфраструктуры на сегодняшний день является аэропорт Шереметьево. По итогам прошлого года доля аэропорта составила на рынке 68%.

В прошлом году Шереметьево обработал около 340 тыс. т грузов и около 40 тыс. т почты, что составило 29,4% от общего объема грузовых и почтовых авиаперевозок РФ и 61,3% от суммарного оборота аэропортов МАУ.

За счет чего достигается такой рост? Общий грузооборот терминала с учетом введения второй очереди должен составить до 1 млн т в год, он крупнейший на территории России, СНГ и стран Восточной Европы. На этом терминале обрабатываются опасные грузы, тяжелые и крупногабаритные, ценные грузы, животные. Ежедневно комплекс обслуживает 10–15 грузовых рейсов.

Как сообщают представители Шереметьево, строительство 2-й очереди терминала направлено в первую очередь на обслуживание грузовых воздушных судов и активное привлечение международного трансферного потока. «Ввод в эксплуатацию 2-й очереди позволит увеличить общую пропускную способность карго-комплекса до 740 тыс. т в год, а также предложить авиакомпаниям целый ряд востребованных опций, расширенные возможности по передержке трансферных грузов, специально выделенные мощности для обработки экспресс-отправлений, выполнение специальных требований заказчика и пр.», – комментирует представитель аэропорта.

Рассуждая о том, насколько введение в эксплуатацию нового терминала способствовало развитию товарооборота между странами Европы и Азии, в компании напоминают, что во-первых, Шереметьево, будучи базовым аэропортом национального перевозчика РФ ПАО «Аэрофлот», а также аэропортом, обслуживающим восемь ведущих китайских авиакомпаний, выступает основным связующим звеном между Россией и Китаем и главным воздушным портом для грузов и почты из Китая, в первую очередь для онлайн-покупок в зарубежных интернет-магазинах, львиная доля которых совершается на китайских электронных площадках.

Объем почты, доставляемой в Шереметьево международными авиарейсами, с 2016 года увеличился в 1,5 раза, при этом около 80% составляют почтовые отправления из Китая. Также в последние годы вследствие активного развития трансграничной торговли наблюдается стабильный рост спроса на услуги экспресс-перевозчиков. Обеспечение этого роста стало возможно в том числе благодаря специальным инфраструктурным решениям для экспресс-перевозчиков: выделенные на территории терминала «Москва Карго» площади для сортировки и складирования, оборудованные рабочие места для персонала компаний-партнеров, особые условия по хранению и возврату экспресс-отправлений за границу. В результате на сегодня 23,7% от общего объема импорта международных воздушных линий, обрабатываемого ООО «Москва Карго», составляют грузы e-commerce, и их доля постоянно растет.

Во-вторых, в целом на рейсах перевозчиков, выполняющих хабовые операции в Шереметьево, до 80% грузов из Китая составляет транзит, следующий на Европу. И речь здесь в первую очередь идет об авиакомпании «Аэрофлот» и крупнейшем грузовой авиакомпании России AirBridgeCargo. Оба перевозчика являются ключевыми клиентами ООО «Москва Карго» и, естественно, программа текущего и долгосрочного развития предприятия разрабатывается с учетом их потребностей.

Благодаря наличию холодильных камер терминала «Москва Карго» и возможности хранения в средствах пакетирования наблюдается заметный рост объемов температурно-чувствительных фармацевтических грузов, в том числе следующих транзитом из Европы в Китай.

Свою роль на росте объемов, конечно, оказывает и цифровизация.

Минпромторг России рассматривает этот грузовой терминал как серьезный практический инструмент по налаживанию торгово-экономических связей РФ.

Вместе с тем в прошлом году возникли жалобы авиаперевозчиков, грузоотправителей и грузополучателей на характер взаимоотношений с компанией ООО «Москва Карго». В конце прошлого года ФАС заподозрила авиакомпанию «Аэрофлот» и грузового оператора аэропорта Шереметьево в заключении антиконкурентного соглашения и сообщила о возбуждении антимонопольного дела. По данным ведомства, ряд компаний пожаловались на отсутствие выбора какого-либо терминала хранения, кроме «Москва Карго».
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions