• Ставка на полувагон
    2200
    -21 %
    руб./сут.
    май 2022
  • Индекс качества I КВАРТАЛ 2022Г. - 57 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 51.16 -1.81 EUR ЦБ РФ 53.86 -2.03
    BTC 18950.07 usd BTC 974981.10 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
22.04.2022 12:47:22
Авиация / Комментарии
РЖД-Партнер

Ежики в тумане: как авиации летать без GPS?

Росавиация накануне рекомендовала авиакомпаниям подготовиться к полетам без использования американской Глобальной навигационной спутниковой системы (GPS). Согласно письму, Росавиация рекомендовала пилотам быть готовыми ко взлету и посадке без применения спутникового сигнала и использования дублирующих средств воздушной навигации. А сегодня стало известно, что «Роскосмос» направит в Минтранс России и Росавиацию технические предложения по замене GPS абонентским оборудованием ГЛОНАСС, которое также сможет принимать сигнал и от китайской навигационной системы.
Ежики в тумане: как авиации летать без GPS?
Главный эксперт Центра экономики транспорта ВШЭ Федор Борисов напоминает, что в существуют альтернативные независимые средства навигации. А GPS – только одно из средств, более эффективное и современное. В России и мире по-прежнему действуют наземные средства навигации, позволяющие осуществлять безопасные полеты. И при полном блокировании GPS аэронавигационная система не остановится.

«Вместе GPS можно использовать ГЛОНАСС, но должно быть высокое качество сигнала и установлены соответствующее оборудования на самолетах. Если раньше это было сложно сделать в связи с необходимостью общаться с разработчиком и сертифицировать оборудование, сейчас в условиях правового вакуума в авиации вопрос только в готовности системы использовать обеспечивать сигнал», – комментирует он.

По словам Ф. Борисова, пилоты отлично знают, как летать без GPS. И от того, что GPS меняется на альтернативные средства, безопасность полетов никак не меняется. Это вопрос удобства для экипажей, эффективности системы. Но сегодня это не критическая проблема.

«Рекомендация Росавиации – для понимания авиаперевозчиков о том, что в каких-то зонах сигнал может действовать неправильно», – добавляет Ф. Борисов.

О том, что полеты без GPS не отразятся на безопасности полетов, говорит и ведущий эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики Андрей Крамаренко. «Это всего лишь одно из средств навигации в дополнение к собственной навигационной системе самолета и к наземному оборудованию, которые от GPS никак не зависят. ГЛОНАСС установлен на всех самолетах. Но точность его сигнала меньше, чем GPS. И по ГЛОНАСС, возможно, нельзя будет совершать заходы на посадку в тех аэропортах, где стоит GPS, но, конечно, в дополнение к наземным средствам навигации», – говорит эксперт.

Производитель бортового навигационного оборудования зависит непосредственно от страны-производителя самого самолета. Исключительно на GPS могут летать самолеты малой навигации и навигации общего назначения, говорит А. Крамаренко.

Эксперт добавляет, что рекомендация Росавиации является, скорее, предупреждением о необходимости проведения дополнительной работы с летными экипажами о возможности закругления сигнала GPS и ориентировании на наземные средства навигации. «Это не означает, что сейчас отключат GPS и самолеты будут летать просто наугад. Никакого влияния ни на большую, ни на малую авиацию это не окажет», – резюмирует эксперт.

В то же время летчик-испытатель, заслуженный пилот РФ Вадим Базыкин в беседе с журналистами назвал отказ от использования системы GPS критичным. Он объяснил, что у пилотов нет навыка полетов без GPS, так как современные российские самолеты управляются компьютерами с помощью этой системы.

РЖД-Партнер направил также запросы в ведущие авиакомпании страны. Официальный представитель авиакомпании «Россия» Сергей Стариков сообщил, что докладов о проблемах в работе GPS не поступало. И для экипажа ничего не меняется в стандартных навигационных процедурах. «Спутниковые системы не являются основными средствами навигации современных ВС. Они служат для повышения точности навигации. Кроме спутниковых систем, коррекция бортового навигационного комплекса возможна по наземным маякам разного тип. Современные бортовые навигационные комплексы способны обеспечивать высокую точность навигации без всякой коррекции», – говорит он.

Несколько перевозчиков от комментариев отказались.

Напомним, что 19 марта глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин во время посещения ракетно-космического центра (РКЦ) «Прогресс» призвал «не напрягаться» из-за возможного отключения от GPS, поскольку система ГЛОНАСС продолжит работать.

По данным члена-корреспондента Российской академии космонавтики имени К. Э. Циолковского Андрея Ионина, сейчас в мире существует четыре навигационные системы: GPS, ГЛОНАСС, европейская «Галилео» и китайская Beidou, и во всех потребительских устройствах стоят чипы, которые принимают сигналы всех четырех систем.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Цифровизация на транспорте
    Современные цифровые решения позволяют снизить расходы на транспортную составляющую при перевозках грузов. При этом появляется возможность оптимизировать отправки и снизить риски потерь в пути. Об этом, частности, говорилось на конференции ««Цифровизация транспортной отрасли в новой реальности: санкции, риски и эффективность»», которую провел в конце марта журнал «РЖД-Партнер».
  • Санкционная логистика
  • Как развернуть металлы на восток?
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2022 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions