В сети можно найти десятки сообщений о происшествиях с лазурными автобусами в Петербурге. Чаще всего речь шла о возгораниях. Особенно летом 2023 года.
В июне, например, на Витебском и Светлановском проспектах полыхали лазурные МАЗы. В июле в прессе обсуждались случаи задымления ЛиАЗов: в частности, на Планерной у автобуса задымился моторный отсек.
Огненные ЧП в разные месяцы происходили и с «Волгабасами»: так, в июне на юге КАД автобус выгорел полностью, целыми оставались только рамы. Некоторые машины пламя охватывало буквально за считаные минуты.
Случаи из практики
Один из последних случаев, который обратил на себя внимание аудитории в Сети, произошел на Ленинском проспекте 5 октября: пожара не было, от автобуса шел пар. Журналистам издания «Фонтанка» в пресс-службе перевозчика «Домтрансавто» парение объяснили тем, что в моторном отсеке автобуса вытек антифриз. Это и привело к парообразованию.
В Комитете по транспорту сообщили, что с 2022 года в Санкт-Петербурге горели 14 автобусов. Пострадавших в инцидентах, говорят власти, не было, но тенденция пугает и обсуждается до сих пор.
Причин не называют, но все проверили
В Комитете по транспорту Санкт-Петербурга РЖД-Партнеру ответили, что проводили пожарно-технические экспертизы по всем 14 случаям возгораний, чтобы установить причины и предотвратить подобные инциденты в будущем совместно с заводами-изготовителями. Установленных причин нам не озвучили.
Оперативное устранение недостатков, говорится в ответе Комитета, обсуждалось на совещаниях с представителями перевозчиков и заводов. Расширенное выездное совещание проводили 14 июля 2023 года на территории автобусного парка № 3 – филиала СПб ГУП «Пассажиравтотранс». От заводов-изготовителей участвовало руководство ОАО «МАЗ» и ООО «Волгабас».
«По результатам [совещания] последними в течение ближайшего времени были приняты меры по доработке компоновок агрегатов и узлов уже поставленных автобусов. Также представители заводов-изготовителей гарантировали, что заменят ряд основных конструктивных и технических элементов автобусов для будущих поставок и усилят контроль за их производством», – сообщили в Комитете по транспорту.
Молчание перевозчиков
В ОАО «МАЗ» на запрос РЖД-Партнера не ответили, а в «Волгабас» дали лаконичный комментарий:
«Вся техника «Волгабас» была проверена с 14 по 18 июля в рамках специально проведенной отзывной кампании. Проверка доказала надежность автомобилей «Волгабас» и не выявила никаких нарушений в узлах и агрегатах автобусов. Соответствующие всем нормативам автобусы «Волгабас» вновь вышли на городские маршруты 19 июля 2023 года. Отгрузка новой партии из 98 автобусов по согласованию с заказчиком также возобновлена в полном объеме».
Редакция также обращалась к перевозчикам, которые фигурировали в сводках по ЧП, – это «Пассажиравтотранс», «Вита-Сервис», «Третий Парк», «Домтрансавто». На момент публикации ответов от них не поступило.
Усиление контроля и новые автобусы
Как рассказали в Комитете, после проверок перевозчиков обязали усилить контроль за техническим состоянием подвижного состава, а автобусы, которые не отвечают требованиям безопасности, не выпускать на линии. «Пассажиравтотранс» тогда приостановил эксплуатацию около 30 автобусов марки «Волгабас» и 137 автобусов Минского автомобильного завода (МАЗ 203047), поступивших в Петербург в 2022 году.
«После того как специалисты заводов-производителей осуществили проверку и по ряду случаев доработку действующих систем и механизмов автобусов с целью исключения случаев потенциальных возгораний, а также составили акт по каждой машине, который гарантирует ее безопасность и дает возможность допуска к эксплуатации, автобусы вышли обратно на линию», – ответили в Комитете по транспорту.
Сейчас «Пассажиравтотранс» проводит испытания низкопольного городского автобуса большого класса Volgabus 527004. В Комитете ответили, в чем его преимущества:
«Новое транспортное средство обладает системами охлаждения двигателя с несколькими электровентиляторами вместо традиционного вентилятора с гидроприводом. Кассета электровентиляторов управляется с помощью программного обеспечения. Это гарантирует оптимальное охлаждение ДВС во всех температурных режимах».
Санкции, переориентация комплектующих и аврал
Как прошло внедрение новой транспортной модели в Петербурге и повлияла ли на этот процесс тема пожаров в новых автобусах, мы обсудили с транспортными экспертами.
Транспортный аналитик Владислав Булгаков считает, что основной причиной возгораний все же следует называть санкции. По его словам, чаще в Петербурге горели МАЗы. Минский автомобильный завод в Белоруссии под санкции попал еще до СВО, осенью 2021 года.
«Были разыграны конкурсы, перевозчики выбрали производителей, подписали контракты. У МАЗа был заказ от двух перевозчиков на 900 машин. Тут внезапно им обрывают связь со всеми ключевыми западными комплектующими. Но двигатели у них были Мерседес, а коробка – американская Eaton. Они работали и с двигателями Weichai, конечно, но в целом это был резкий переход. Судя по тому, что говорили власти, была некачественная сборка, в результате того, что масло текло, происходили самовозгорания. Если обобщать, то составляющие такие: санкции, резкая переориентация комплектующих, аврал по срокам», – рассуждает эксперт.
У «Волгабаса», говорит Владислав, ситуация была несколько иная: «У них был запас комплектующих, а также они растянули поставки до осени. Но нужно понимать, что эти возможности обеспечил перевозчик, закупивший автобусы: он имел большой автопарк. В случае с московским перевозчиков, закупавшим МАЗы, такого варианта не было».
Сейчас ситуация выравнивается. Это выгодно и самим производителям, которым важно сохранять репутацию на рынке и спрос на свою технику, отмечает Владислав Булгаков:
«Конечно, что-то пассажиров не будет устраивать и дальше. Я, например, около месяца назад попал в автобус, у которого пинается коробка передач. Но стоит оценить, какое развитие российской промышленности дало это обновление. 2800 автобусов на 2022 год — это 50% мощностей производителей автобусов на территории евразийского экономического пространства – в России и Белоруссии, грубо говоря».
Эксперт по транспорту Михаил Бурцев говорит, что не рассматривал бы все инциденты как один общий случай: ЧП происходили с автобусами разных заводов-производителей в разный период их эксплуатации. Но вероятную причину он называет ту же, что и первый эксперт, – это санкции.
«Причины возгорания установят уполномоченные на то органы. Технический контроль за техникой, безусловно, необходим. Но ведь во многих транспортных предприятиях нашего города он на должном уровне. Более того, обслуживание автобусов у СПб ГУП «Пассажиравтотранс» и АО «Третий парк» точно самое лучшее на Северо-Западе, да и по России входит в число достойных», – отметил эксперт.
Важно также учитывать, что вся поставка техники в Санкт-Петербург пришлась на тот период, когда заводы из-за введенных санкций массово переходили на альтернативные комплектующие, в том числе на китайские. «Оговорюсь, что Китай – это альтернатива, но чтобы ее проработать детально, требуется время, которого не было. Заводы столкнулись со сложной ситуацией: с одной стороны, им нужно выполнять контракты в срок, а с другой – найти, закупить и полностью перейти на другие комплектующие, причем без остановки производства. Допускаю, что какие-то запчасти могли быть не рассчитаны под данную эксплуатацию, могли сказаться технологические погрешности и даже ошибки. Нельзя исключить поставку комплектующих не того качества, которое было заявлено», – продолжил эксперт.
Плюсы и минусы транспортной модели
По мнению В. Булгакова, если бы новую транспортную модель начали внедрять в 2020 году, как планировалось сначала, то проблем вылезло бы больше: «Самая распространенная проблема – конечные станции. До 2020 года речь шла об открытии всего трех дополнительных площадок. Вопрос начал решаться только в 2021-м. Второй важный момент – обеспечение транспортом новых районов. Сейчас прогресс в этом вопросе на лицо: даже дорогу по Русановской улице, которую просят сделать около 10 лет, готовят к расширению и добавки автобусов туда».
Собеседник РЖД-Партнера отметил, что водители мотивированы более четко исполнять расписание, что снижает количество нарушений ПДД и аварий.
«Те ДТП, которые произошли, были без пострадавших. Это неплохой результат. То, что СМИ и их аудитория обращают на это внимание, связано с тем, что транспорт стал заметнее [из-за лазурной окраски]. Как в свое время – машины такси», – считает Владислав Булгаков.
Что же касается пассажиров, то большую выгоду пока приобрели льготные категории: они получили уменьшение интервалов ожидания транспорта и новые маршрутные связи. Для платных пассажиров ввели пересадочные билеты, но зато они не перестали сталкиваться с низкой скоростью движения транспорта и забитыми автобусами, особенно в пригородных направлениях.
М. Бурцев считает, что у новой транспортной модели пока больше плюсов, чем минусов.
«Стоит сказать, что транспортная реформа для нашего города – история долгожданная. Из очевидных плюсов: ушли маршрутки, на дорогах стало безопаснее, нет остановок у каждого столба. Закуплены новые автобусы, троллейбусы, трамваи. Все они полностью низкопольные. Поставки новой техники продолжаются», – сказал эксперт.
Получается, что всего за несколько лет весь многотысячный парк наземного транспорта общего пользования будет обновлен практически полностью. Кроме того, новая транспортная реформа Санкт-Петербурга затрагивает объекты транспортной инфраструктуры: осуществляется модернизация тяговых подстанций, происходит ремонт рельсов и контактной сети.
На мосту Александра Невского появился новый для нашего города элемент инфраструктуры – делиниаторы. Это позволило обособить коридор для более быстрого движения, в том числе бесплатного трамвая от Ладожского вокзала до станции метро «Площадь Александра Невского».
«Для более комфортного перемещения пассажиров в городе введены временные компенсационные маршруты общественного транспорта. В принципе, явление не новое, но массово не применялось достаточно давно. Появился беспересадочный тариф для оплаты проезда», – комментирует Михаил Бурцев.
Он отмечает, что маршрутная транспортная сеть еще только продолжает формироваться. Пока потребности горожан учтены не везде. Прецедент, что до сих пор к ее формированию не привлекаются эксперты отрасли, наш собеседник считает минусом.
Автор: Полина Карпович
Фото: пресс-службы СПб ГУП «Пассажиравтотранс»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.