• Ставка на полувагон
    2000
    11 %
    руб./сут.
    Декабрь 2022
  • Индекс качества III КВАРТАЛ 2022Г. - 55 баллов
  • Финансы USD ЦБ РФ 68.85 -0.03 EUR ЦБ РФ 74.41 -0.18
    BTC 20985.37 usd BTC 1445682.14 rub
+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
19.12.2017 17:15:00
Авто / Обзоры
РЖД-Партнер

Автоперевозки в ноябре 2017 года

В середине осени 2017 года автомобильные транспортировки пошли в рост: по предварительным оценкам, грузооборот автотранспорта увеличился более чем на 3%, а объем перевозок – на 4%.
Автоперевозки в ноябре 2017 года
Рынок восстанавливается

Восстановление рынка отмечалось с начала осени. Однако повышенная динамика развития рынка отмечается с октября текущего года. При этом темпы роста объемов перевозок существенно превышали аналогичный показатель грузооборота, что указывает на активизацию перевозок на среднем плече, тогда как летом основная прибавка в работе автоперевозчиков достигалась за счет дальних рейсов.

Если сравнивать изменения в динамике и структуре железнодорожных и автомобильных сообщений, то можно предположить, что часть грузопотоков на расстояниях свыше 1 тыс. км в конце осени перекочевала с автотранспорта на сеть РЖД. Опросы грузоотправителей, которые проводятся журналом РЖД-Партнер в рамках индекса качества перевозок на железнодорожном транспорте, подтверждают справедливость подобных выводов, в частности для таких грузопотоков как металлы, строительные материалы и нефтепродукты.

Как отметил представитель крупной автомобильной компании, это отчасти связано с усилением весового контроля на федеральных автодорогах для больших грузовиков. Однако были и другие обстоятельства.

Переключение грузопотоков: кто выигрывает?

В частности, по предварительным данным в ассоциации «Русская сталь» рост внутреннего спроса в 2017 году оценивают на уровне 5,5%. Причем осенью традиционно отмечается пополнение запасов на базах металлотрейдеров. В текущем году этот процесс происходил активнее, чем обычно. Совершенствование логистики и необходимость отправок укрупненных партий продукции привели к тому, что часть объемов переключилась с автомобильного на железнодорожный транспорт.

Вместе с тем данный тренд нельзя назвать устойчивым. Наблюдалась и обратная картина. Рост ставок железнодорожных операторов и дефицит вагонов подтолкнул на среднем плече к перетеканию части объемов с сети РЖД на автомобильные трассы.

Финансы поют романсы, но не у всех

На фоне оживления перевозок объемов грузов в ноябре финансовое положение компаний оставалось нестабильным. Рентабельность бизнеса снизилась, что особенно оказалось чувствительным для небольших игроков. Ресурсы для развития остаются лишь у крупных и средних компаний, отметил президент Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков (СААП) Вячеслав Трунаев.

В такой ситуации игроки с парком до десяти автомобилей не выдерживают конкуренции: они не могут поднять цены на свои услуги – слишком велика конкуренция, в том числе со стороны серых игроков. При этом стоимость топлива и запчастей продолжает расти.

Большие отвоевывают позиции у маленьких

Крупные и средние компании, имеющие якорных клиентов, включая сетевой ритейл и промышленные предприятия, могут позволить себе работать по относительно высоким тарифам за счет обеспечения стабильных и качественных доставок, а также оптимизации трафика. В результате именно у них остаются ресурсы для обновления автопарков.

Эти же данные подтверждают исследования, которые проводят лизинговые компании: рост закупок подвижного состава в лизинг зафиксирован у большинства крупных и средних автоперевозчиков, тогда как у мелких игроков – снижение подобных сделок.

В целом в ноябре 2017 года продажи грузовых машин в России увеличились до 8,6 тыс. ед., что на 56,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года, сообщил «Автостат». При этом заметно увеличились объемы реализации КамАЗов (+49,2% соответственно). Однако наивысшую динамику продемонстрировала Scania: ей удалось продать 778 грузовиков, повышение спроса относительно прошлого года – двукратное.

Использование нового подвижного состава дает дополнительные преимущества крупным и средним компаниям на рынке автомобильных транспортировок.

Рынок на пути к трансформации

Трансформацию рынка отметил председатель межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой и автомобильной дорожной отрасли Борис Рыбак. «Сегодня активно используемый парк хозяйствующих субъектов оценивается на уровне 700–800 тыс. грузовиков. В отрасли нет ни одной компании, которая по международным меркам считалась бы крупной. Есть 3–4 средние компании, а все остальное – сплошной малый бизнес. Парк самой большого в РФ автоперевозчика – 6 тыс. грузовиков. А одной только FedEx (CIF) грузовое подразделение наcчитывает 66 тыс. тяжелых траков, в UPS их – 99 тыс. ед.», – сообщил Б. Рыбак.

По его словам, к переменам рынок автоперевозок в РФ подталкивает не только внедрение государственных информационных систем, «Платона» и сети автоматизированного весогабаритного контроля, но и ряд внутренних причин. В том числе – перемены в системе логистики и расширении электронных сервисов. Причем этот процесс усилится по мере расширения сегмента мультимодальных услуг.

Кто перехватывает российский транзит

На снижение дальности автоперевозок повлиял еще один фактор: если ранее российским игрокам удалось потеснить своих коллег из стран СНГ, то сейчас наблюдается обратная тенденция. Особенно хорошо это видно на примере перевозок грузов между Казахстаном и Россией, а также на маршрутах в Турцию и Иран.

Если ранее при низком курсе рубля на дорогах севера Казахстана можно было встретить немало российских дальнобойщиков, то сейчас при слабом тенге все больше грузовиков из Казахстана выезжают на российские автотрассы. Например, они обслуживают направления на Екатеринбург, Челябинск и Омск. Увеличиваются рейсы казахстанских грузовиков также и на Юге РФ.

В свою очередь, на Северо-Западе РФ стали встречаться белорусские фуры, что подтвердили в БАМАП. Напомним, что в Белоруссии реализуют государственные программы для поддержки транзита, что позволяет национальным автоперевозчикам интенсивнее обновлять подвижной состав.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов
    За последние годы российский рынок вагоноремонта существенно изменился, став преимущественно частным бизнесом. Каковы были основные события в этой сфере в текущем году, что будет с производством и локализацией кассетных подшипников и ждать ли роста выпуска парка инновационных вагонов, а также как цифровые технологии могут помочь участникам рынка бороться с контрафактом и сэкономить время, обсуждали на деловом семинаре «Ремонт, эксплуатация и техническое обслуживание вагонов», организованном журналом «РЖД-Партнер». По итогам мероприятия подготовлен специальный проект, с которым вы можете ознакомиться по ссылке.
  • Перевозки зерна и удобрений
    Погрузка и зерновых, и удобрений на сети РЖД в этом году снижается. Рекордный урожай зерновых заставил предприятия всерьез задуматься о дефиците мощностей для их хранения, число компаний-экспортеров сократилось, состав крупнейших покупателей изменился, а перевозчики испытывают большие логистические трудности. С перевозками удобрений тоже все непросто: из-за геополитической ситуации российский экспорт в западном направлении снижается, а попытки переориентироваться на восток сопряжены с увеличением расходов. 25 октября 2022 года на сайте журнала РЖД-Партнер опубликован специальный проект, посвященный перевозкам зерна и удобрений.
  • Перевозки скоропортящихся грузов
    Несколько лет назад на сети РЖД изменились правила перевозок скоропорта. Тем не менее, по данным экспертов, каждый второй скоропортящийся груз по-прежнему везется с нарушениями температурного режима. То, как исправить эту ситуацию и нужен ли для этого новый закон «О непрерывной холодильной цепи», а также в каком состоянии сегодня находится парк для перевозок скоропорта и холодильные мощности в портах, обсуждали участники семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного редакцией журнала «РЖД-Партнер». Подробности - в нашем специальном проекте.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2023 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions