Финансирование строительства опережающими темпами
По плану, международный транспортный коридор «Европа – Западный Китай» соединит несколько экономически развитых регионов России и примет транзитный поток из Востока на Запад. Заявлялось, трасса сделает Москву и Казань ближе, время в пути сократится вдвое, до шести часов. Открытие движения по МТК «Европа – Западный Китай» намечено на 2024 год. Строящуюся транспортную артерию разбили на девять этапов. Основой маршрута признали М12 «Москва – Нижний Новгород – Казань».
Общее финансирование федерального проекта составляет 705 млрд рублей. Согласно сегодняшнему отчету Счетной палаты финансирование строительства в 2020 и в 2021 году шло опережающими темпами.
Так, на строительство скоростной автодороги «Москва – Нижний Новгород – Казань» (М-12) было направлено 91,5 млрд рублей (по состоянию на 1 октября 2021 г.), в том числе в 2021 году - 66 млрд рублей или 68% предусмотренного годового финансирования, сообщает Счетная палата.
«Однако подтвердить предусмотренный федеральным проектом объем финансовых вложений в строительство М12 не представляется возможным в связи с отсутствием положительных заключений госэкспертизы на проектную документацию, в том числе из-за несоблюдения сроков ее разработки», – сообщает по итогам проверки аудитор Счетной палаты Валерий Богомолов.
В палате подчеркивают, по плану «Автодор» заключения госэкспертизы должен был получить до 30 сентября 2021 года. Но госкомпания не смогла предоставить необходимые документы и 1 октября. В Счетной палате сообщают, госкорпорация выплатила 72,3 млрд рублей в качестве авансов. Средства пошли на подготовку территории и закупку основных материалов.
Выявлено также, «Автодор» без положительных заключений госэкспертизы заключил десять договоров на выполнение работ по проектированию и строительству девяти участков М12 «под ключ» на сумму 572,8 млрд рублей - это средства федерального бюджета. Но начальную (максимальную) цену госкомпания определила расчетно, без технологического и ценового аудита обоснования инвестиций, сообщают в Счетной палате.
Счетная палата предлагает изменить порядок госзакупок
В Счетной палате заявляют о ненормативной неурегулированности: начальную цену госконтракта на выполнение работ по проектированию и строительству, согласно действующему законодательству, необходимо определять только после получения заключения о результатах технологического и ценового аудита обоснования вкладываемых в проект инвестиций. Однако это положение не применимо к Госкомпании. Она, согласно действующему законодательству, руководствуется Федеральным законом № 223-ФЗ.
«В связи с этим Счетная палата предлагает внести изменение в указанный Порядок и распространить его требования на юридические лица, осуществляющие закупки за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом № 223-ФЗ», - значится в отчете ведомства.
Счетная палата считает необходимым также уточнить сроки резервирования земель в зонах размещения автомобильных дорог федерального значения и установить их еще на этапе утверждения документации по планировке территории. Из-за нынешнего положения законодательства траты федерального бюджета на строительство М12 растут постоянно, в том числе и на компенсацию при изъятии земельных участков. По данным на 1 октября 2020 года госкомпания изъяла 80% общей площади, подчеркивает ведомство. Более того, пока изъяты участки только первого этапа строительства М-12.
«Отсутствие резервирования привело к тому, что уже после утверждения документов по планировке территорий ряду организаций были выданы лицензии на добычу полезных ископаемых на участках, предназначенных под размещение автодороги. В результате в адрес госкомпании предъявлена упущенная выгода на сумму 446 млн рублей, что свидетельствует о рисках увеличения расходов федерального бюджета», – объясняет Валерий Богомолов.
Более того, контрольное ведомство направило обращение в Генпрокуратуру по факту неправомерной компенсации при изъятии недвижимости. Установлено, собственник земли получил из федерального бюджета 4,9 млн рублей, ему компенсировали изъятие земельного участка и выплатили компенсацию рыночной стоимости жилого дома (3,7 млн рублей). Однако Счетная палата установила, земля имеет статус сельхозназначения, а значит строительство жилья на ней запрещено. То есть собственник, получаю компенсацию за жилой объект, причинил ущерб федеральному бюджету.
М12: развязок надо больше
Сейчас проектная документация предусматривает транспортные развязки на М12 только по границам этапов, длина их - до 124 км. Развязки на пересечении с автомобильными дорогами регионального значения, а также на разворот даже не планируются.
«Для обеспечения связанности территорий Владимирской, Нижегородской областей и Чувашской Республики мы предложили Госкомпании «Автодор» рассмотреть вопрос о строительстве дополнительных транспортных развязок», – отмечает аудитор.
Подчеркнем, ранее в правительстве страны заявляли о повышенных мерах безопасности на М12.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.