+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
13.12.2017 10:59:40
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Перспективы развития каршеринговых компаний в России

В начале декабря компания "Яндекс" анонсировала запуск собственного сервиса краткосрочной аренды автомобиля (каршеринг), который состоится в феврале 2018 года. Новый проект "Яндекс.Драйв" начнет работу в Москве с автопарком в 5 тыс. машин.

Сервис поминутной оплаты машины (каршеринг) – способ краткосрочной аренды автомобиля в первую очередь, используемый для коротких внутригородских поездок. Преимущественным отличием данной услуги является то, что клиент может припарковать автомобиль в зоне обслуживания каршеринговой компании и прекратить ее использование. Припаркованным транспортным средством может воспользоваться следующий клиент. Пользование каршерингом обходится дешевле услуг таксомоторных компаний или владения собственным транспортным средством.

Каршеринговым компаниям придется потесниться

В России работает более 16 компаний, предоставляющих услугу поминутной оплаты машины, преимущественно в Москве и Петербурге. Однако далеко не все дают возможность завершить аренду автомобиля на территории аэропорта. К примеру, в Пулково собственной парковкой обладает только "Делимобиль". Специально выделенная территория на парковке P3 воздушной гавани появилась в начале декабря текущего года. Петербуржцы и гости города смогут приехать в аэропорт на арендованном автомобиле и оставить его на парковке, не беспокоясь о сохранности.

Численность петербургского автопарка компании составляет 200 машин. До конца 2017 года "Делимобиль" планирует нарастить свой актив до 300 автомобилей.

"Поездка в аэропорт и из него на машине каршеринга уже стала отличной альтернативой такси и общественному транспорту. На автомобиле каршеринга можно приехать в аэропорт и оставить ее в специально отведенной и охраняемой парковке недалеко от терминала", – рассказывает заместитель генерального директора сервиса каршеринга "Делимобиль" Станислав Грошов.

Оператор уже работает на территории международных аэропортов Домодедово, Шереметьево, аэропорта Уфа, Пулково и Стригино. В новых городах присутствия компания также планирует работу на территории воздушных хабов.

"Востребованность сервиса поминутной оплаты автомобиля на территории воздушной гавани высока почти во всех случаях. Единственным исключением может быть коммандировка, – рассуждает заместитель генерального директора «Русского АвтоМотоКлуба» (РАМК) Андрей Барсуков. – В данном случае пользователь чаще всего выбирает максимально удобный способ передвижения – такси, будучи уверенным в том, что компания покроет его транспортные расходы".

Что дешевле, каршеринг, такси или собственный автомобиль?

Средняя стоимость поездки на такси из Пулково к станции метро "Невский проспект" составит 380–1050 руб. в зависимости от таксомоторной компании при расчете тарифа "эконом". Чтобы добраться тем же маршрутом на арендованной машине по системе каршеринг потребуется около 320–720 руб. в зависимости от оператора краткосрочной аренды автомобиля и при расчете базового тарифа. Поездка на собственном автомобиле будет стоить порядка 321 руб., учитывая данные исследования PricewaterhouseCoopers (PwC), основывающиеся на оценке средней стоимости владения Mercedes-Benz C-класса за 3 года. Самым дешевым способом передвижения для преодоления больших расстояний остается автомобиль с поминутной арендой, на втором месте – собственный автомобиль, самым дорогостоящим является такси.

Рынок поминутной оплаты автомобиля в Москве и Петербурге

Петербургский рынок каршеринга насчитывает 4 компании: Colesa, YouDrive, "Делимобиль" и Rentmee. Совокупный объем автопарка – 350 автомобилей. Московский оператор BelkaCar планирует открыть сервис в Петербурге в предстоящем году. Необходимое количество автомобилей для комфортного пользования сервисами оценивается в 7 тыс. ед.

В Москве общее количество машин, работающих под управлением 12 компаний-операторов, составляет около 4,8 тыс. ед. В столице услугу поминутной оплаты машины предоставляют: YouDrive, "Делимобиль", Anytime, Car5, EasyRide, BelkaCar и Carenda.

По мнению игроков рынка, количество машин в столице, работающих по системе каршеринг, должно составлять не менее 15–20 тыс. ед. Оптимальный объем совокупного автопарка в масштабах России оценивается в 40 тыс. машин.

Недостаток оборотных средств на закупку автопарка, который сегодня приобретается по лизинговой схеме, высокая кредитная ставка и дорогое топливо ограничивают развитие каршеринговых компаний в России.

"К примеру, средняя загрузка одного автомобиля московского оператора BelkaCar составляет 320 мин. в сутки. Для того чтобы выровнять уровень издержек и доходов сервиса, необходима суточная загрузка одного автомобиля в 600 мин", – отмечает А. Барсуков.

По мнению генерального директора социального P2P каршеринга Darenta Олега Грибанова, для развития рынка краткосрочной аренды машины необходимы государственные субсидии. В свою очередь, А. Барсуков отмечает, что заинтересованы в развитии такого сервиса в первую очередь муниципальные власти, так как каршеринг разгружает городской автомобильный трафик. Именно от городских властей и будут предоставляться преференции.

Преимущества и недостатки каршеринга

Услуга краткосрочной аренды автомобиля дает возможность клиенту воспользоваться автомобилем сроком от 1 мин., что невозможно представить в условиях стандартной посуточной аренды. Оставить машину можно в зоне обслуживания компании в пределах МКАД (Москва) или КАД (Петербург). Компании-операторы активно расширяют территорию охвата, распространяясь за пределы кольцевых линий. "Существует большое количество клиентов, которым с территории воздушного хаба Москвы или Петербурга необходимо добраться до областного города. Пока зона покрытия каршеринговых компаний недостаточно велика для удовлетворения соответствующих потребностей и ограничивается в среднем 50 км за пределами МКАД и КАД", – продолжает А. Барсуков.

В сравнении с использованием личного автомобиля, крупнейшие московские каршеринговые компании дают возможность бесплатной парковки в платных зонах, стоимость которых доходит до 200 руб. в час. В Петербурге каршеринговые компании также выступают за предоставление льгот на парковку в платной зоне. Ранее мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что в бюджете правительства уже выделено 158 млн руб. на покупку и лизинг транспорта для каршеринга.

Клиенту дана возможность проводить все операции с помощью мобильного приложения, без посещения филиалов компании. Для регистрации в системе необходимо предоставить данные прав, паспорта и номер банковской карты. Но для первичной регистрации ряд операторов все же требует личного присутствия пользователя.

Часто машины расположены далеко от клиента, и чтобы добраться до ближайшего средства передвижения, необходимо воспользоваться метрополитеном. Нахождение автомобиля на расстоянии от водителя в 500 м – 1,5 км является серьезным сдерживающим фактором. Чаще всего в таких случаях клиент выбирает альтернативный способ передвижения, например такси.

Несомненно, система онлайн-обслуживания удобна и эффективна в сравнении с традиционной посуточной арендой. Однако в случае возникновения неисправностей со смартфоном клиент не сможет завершить аренду до тех пор, пока не восстановит связь с программой.

Штрафы и санкции компании устанавливают жесткие. Максимальная сумма возмещения ущерба при ДТП составляет 150 тыс. руб. Таким образом операторы стараются привить ответственное отношение пользователей к автомобилям. Машины каршеринговых компаний застрахованы по расширенным полисам ОСАГО, которые защищают клиентов при попадании в ДТП по вине третьих лиц. В случае попадания в аварию по своей вине пользователь должен возместить штраф, стоимость ремонта авто, расходы на эвакуацию и оценку ущерба. Каршеринговые компании также ввели новую функцию, которая позволяет оформить поездку с КАСКО. Поминутная оплата с такой опцией дороже чуть дороже – 10 руб. за минуту аренды. Однако при попадании в ДТП пользователю придется оплатить только фиксированную стоимость компенсации в размере 10 тыс. руб. В июле 2017 года общее количество водителей, занесенных в черный список московских сервисов поминутной аренды автомобиля, составило более 1,4 тыс. человек.

В свою очередь, пользуясь услугами такси, клиент оперативно получает автомобиль в подходящем для него месте. Отпадает потребность в долгих поисках парковочного места. Также клиент не несет материальной ответственности за повреждение автомобиля или нарушение правил ПДД.

Каршеринг в перспективе

В среднесрочной перспективе на рынке каршеринга будет развиваться франшиза крупных компаний в регионах, считают эксперты. В Москве произойдет сокращение количества операторов, которых на данный момент насчитывается 12. Клиенты стали активнее пользоваться агрегаторами каршеринга, которые позволяют видеть на карте свободные автомобили всех компаний-операторов. В скором времени в парке компаний краткосрочной аренды машины могут также появиться электрокары. Очередным перспективным направлением станет корпоративный каршеринг, когда автомобильный парк сдается в оперативный лизинг для сотрудников крупных компаний.

Несмотря на все недостатки сервис краткосрочной аренды автомобиля – самый выгодный способ передвижения по городу, в особенности на дальние расстояния. Укрепляя свое присутствие на российском рынке, сервисы поминутной оплаты автомобиля смогут преодолеть многие свои текущие недостатки. "В долгосрочной перспективе стоимость сервиса будет снижаться, появится больше возможностей для частных арендодателей, которые хотят сдать свою машину в каршеринг. Возрастет популярность услуги среди туристов, в P2P-каршеринг будет интегрирован блокчейн", – рассуждает О. Грибанов.

Главное условие совершенствования услуг каршеринговых компаний – растущее число клиентов. Чем больше будет пользователей, тем эффективней и удобней будет работать услуга. Пока низкая маржа прибыли данного бизнеса обусловлена сравнительно малым количеством активных пользователей услуги и недостающим объемом совокупного автопарка. По данным аналитиков Canalys , в ближайшие 5 лет активно развивающиеся рынки каршеринга и райдшеринга (совместные поездки) приведут к сокращению глобальных продаж автомобилей. В текущем году итоговый объем проданных машин поднимется на 1,7% в сравнении с 2016 годом, до 93,7 млн штук. Тенденция незначительного роста продлится до 2022-го, достигнув пика в 99 млн ед. После этого показатели начнут демонстрировать отрицательную динамику.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions