+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
27.05.2019 16:33:00
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Как отрегулировать рынок грузовых автоперевозок?

Рынок грузовых автоперевозок пытаются отрегулировать. Вопрос в том, как это сделать?
Суммарная грузоподъемность автопарка в РФ, по данным заведующего научно-исследовательским отделом НИИАТ Ивана Батищева, превышает 35 млн т. Причем темпы роста грузооборота автотранспорта в 2019 году в среднем в 1,4 раза выше аналогичного показателя, достигнутого на сети РЖД. Иными словами, автомобильный сектор развивается достаточно активно.

При этом среднее расстояние при коммерческих грузовых перевозках – около 138 км. Однако это касается в основном легких и средних грузовиков, которые составляют 73% от суммарного количества подвижного состава. Если же брать тяжелые машины, то за последние годы они стали выполнять существенно больше доставок на длинном плече (1 тыс. км и более).

Эксперты по-разному оценивают данную тенденцию. С одной стороны, она идет в русле общемировых процессов, где автотранспорт в сегменте междугородних и международных отправок ощутимо теснит железнодорожные перевозки. Но, с другой стороны, если учитывать специфику развития транспортной системы РФ, это выглядит ненормально, если грузовик везет недорогой груз на 3 тыс. км. Это явное нарушение баланса, потому что каждый вид транспорта должен работать в своей экономической среде, полагает председатель Межотраслевого экспертного совета по развитию грузовой автомобильной и дорожной отрасли Борис Рыбак. Российские автотрассы строились с учетом того, что массовые перевозки объемных и тяжелых грузов будут выполняться железнодорожным транспортом.

Правда, в последние несколько лет активно развивается интернет-торговля, объемы которой, по данным статистики, растут на 20–40% в год. И это считается консервативной оценкой. А если их экстраполировать на объемы продаж, то получится примерно двукратный рост. Только из Китая, по подсчетам морских операторов Гонконга, в рамках электронной коммерции ежедневно в Россию разными путями доставляется 500 тыс. коробок с товарами. Так или иначе их перевозит автотранспорт. И в данном случае рост доли подобных доставок автотранспортом на большие расстояния вполне оправдан – это дорогие грузы.

Представляется даже вполне оправданным развивать под них платные автодороги. Правда, для этого должны быть внесены поправки в госрегулирование отрасли, чтобы обеспечить привлечение капитала в подобные проекты. Речь, в частности, идет об упорядочении использования инфраструктуры полос отвода вдоль шоссе, отметил заместитель генерального директора ООО «Меридиан» Дмитрий Сапожников. Подобные вопросы носят отнюдь не локальный характер, ведь они, по сути, касаются регулирования баланса российской транспортной системы.

К сожалению, многие аспекты, связанные с автомобильными перевозками (в отличие от железнодорожной составляющей), на законодательном уровне не прописаны. Либерализация рынка привела к тому, что на нем присутствует не менее 700–800 тыс. компаний – не считая тех, что являются собственником машины, ее водителем и экспедитором в одном лице. «В отрасли нет ни одной компании, которая по международным меркам считалась бы крупной. Есть 3–4 средние компании, к ним можно прибавить автопарки ритейлеров, где некоторым игрокам удалось консолидировать до 9 тыс. автомобилей. Но для примера – в США FedEx оперирует 66 тыс. тяжелых траков, UPS – 99 тыс. И это совсем другой уровень бизнеса», – отметил Б. Рыбак.

Сейчас в РФ пытаются исправить положение. Это становится возможным благодаря внедрению государственных информационных систем, а также «Платона», создающих основу для учета трафика.

Полный текст статьи см. в № 9 (397) журнала «РЖД-Партнер»
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.




Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions