Экотранспорт, который разрушит дороги
Транспорт, работающий на альтернативном топливе, оказывается, влияет на состояние дорог. Об этом говорят несколько экспертов, опрошенные РЖД-Партнером, но они сходятся во мнении, что это влияние – весьма опосредованное. Владельцы электрокаров (будь это общественный транспорт или автомобиль для перевозки грузов) вместо бензина и дизельного топлива используют электричество, водород, газ. А между тем в цене традиционного топлива заложен акциз, которого нет ни в одном из альтернативных видов топлива, констатирует независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.
«Акциз – основной источник дохода дорожных фондов и расходуется на ремонт и содержание проезжих частей, сопутствующих объектов инфраструктуры», – добавляет эксперт.
Чтобы компенсировать потери дорожников из-за перехода на экотранспорт, в Российском союзе промышленников и предпринимателей предложили расширить сборы системы «Платон»: грузоперевозчики в будущем должны будут оплачивать проезд не только по федеральным дорогам, но и по региональным. Участники рынка к предложению РСПП отнеслись по-разному. Одни называют его своевременным и даже необходимым, отвечающим стратегии Минтранса (он предложил сделать платными все российские дороги: к 2025 г. – региональные трассы, к 2035 г. – федеральные). Но часть экспертов считают предложение популистским. В числе последних – директор транспортной компании «ШЕРЛ» Максим Прусаков. Он рассказал РЖД-Партнеру, что введение платы за проезд не столько отражает заботу о состояние дорог или лоббирование чьих-либо бизнес-интересов, сколько непонимание реальной рыночной ситуации.
«Дело в том, что региональные дороги содержатся на балансе регионов, а последние получают финансирование на содержание дорог как из федерального бюджета напрямую, так и путем распределения акциза на топливо, который заложен в каждом литре. Акциз на дизельное топливо, на котором работает подавляющее число большегрузов, составляет 9188 руб./т (в переводе на литры около 7,8 руб./л). Если брать средний расход грузовика как 30 л на 100 км, то сумма акциза, которую грузовик заплатит, купив топливо, составляет 235 руб., что абсолютно сопоставимо с нынешней оплатой по системе «Платон» для проезда по федеральным трассам (2,35 руб./км). Часть полученного акциза идет и в федеральный бюджет, но правительство РФ постоянно увеличивает региональную «долю» (пример: 66,6% в 2020 г. и 74,9% в 2021 г.)», – подсчитывает эксперт.
Что кормит дорожный фонд?
Сбор акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных, инжекторных двигателей, производимых на территории России, – не единственный способ пополнения дорожных фондов в регионах, утверждает Алексей Тузов.
«В дорожные фонды также направляется часть средств от транспортного налога, денежных взысканий – штрафов и пени - за нарушения правил дорожного движения», – добавляет он.
Получается, у властей субъектов РФ и городов деньги на ремонт и содержание региональных и муниципальных дорог есть, и они, согласно действующему законодательству, самостоятельно расставляют приоритеты и определяют необходимый список работ. Например, в 2021 году бюджет дорожного фонда Краснодарского края составил 32,7 млрд руб., за счет чего ведутся ремонтные работы на 252 км дорог регионального значения и строительство объездных дорог.
Средства из федерального дорожного фонда могут выделяться в виде субсидий на реализацию социально значимых проектов, например, на реконструкцию участков федеральной автомобильной дороги М-56 на Дальнем Востоке.
Однако меч над электротранспортом уже занесен, и он уже находится под пристальным вниманием со стороны участников рынка. Совет Евразийской экономической комиссии на последнем заседании спорил о необходимости продления нулевой пошлины на ввоз электромобилей до 2024 года. И участники совещания на условиях анонимности признаются, что российская сторона в этом споре выступила с позицией «против». Отметим, все решения в ЕЭК принимаются только единогласно.
Причиной позиции российской стороны, вполне возможно, стала конкуренция за инвестиции, объясняют участники на условиях анонимности. Нулевая пошлина не способствует росту инвестиций в производство даже транспорта с низким углеродным следом и компонентов для них.
«На федеральном уровне законодательно транспортный налог для владельцев электромобилей не отменен, региональные власти имеют право отменить его полностью или частично. Например, девять субъектов РФ в 2021 году не взимают транспортный налог с владельцев электрокаров. В их числе Москве и МО, Санкт-Петербург, Калужская, Липецкая, Тюменская области», – резюмирует А. Тузов.
Автор: Алена Алешина
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.