+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.11.2021 16:31:37
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Электротранспорт под ударом: как зеленая экономика меняет расклад на рынке грузоперевозок

О вреде экотранспорта говорят на самом высоком уровне: из-за электрокаров могут возникнуть перебои с наполнением дорожных фондов. В связи с этим президент России Владимир Путин поручил правительству доработать план реализации транспортной стратегии РФ до 2030 года. А в Совете ЕЭК в конце октября спорили о необходимости сохранения нулевой пошлины на ввоз электрокаров. Есть мнение, что она сказывается и на размере инвестиций в транспорт с низким углеродным следом.
Экотранспорт, который разрушит дороги

Транспорт, работающий на альтернативном топливе, оказывается, влияет на состояние дорог. Об этом говорят несколько экспертов, опрошенные РЖД-Партнером, но они сходятся во мнении, что это влияние – весьма опосредованное. Владельцы электрокаров (будь это общественный транспорт или автомобиль для перевозки грузов) вместо бензина и дизельного топлива используют электричество, водород, газ. А между тем в цене традиционного топлива заложен акциз, которого нет ни в одном из альтернативных видов топлива, констатирует независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.

«Акциз – основной источник дохода дорожных фондов и расходуется на ремонт и содержание проезжих частей, сопутствующих объектов инфраструктуры», – добавляет эксперт.

Чтобы компенсировать потери дорожников из-за перехода на экотранспорт, в Российском союзе промышленников и предпринимателей предложили расширить сборы системы «Платон»: грузоперевозчики в будущем должны будут оплачивать проезд не только по федеральным дорогам, но и по региональным. Участники рынка к предложению РСПП отнеслись по-разному. Одни называют его своевременным и даже необходимым, отвечающим стратегии Минтранса (он предложил сделать платными все российские дороги: к 2025 г. – региональные трассы, к 2035 г. – федеральные). Но часть экспертов считают предложение популистским. В числе последних – директор транспортной компании «ШЕРЛ» Максим Прусаков. Он рассказал РЖД-Партнеру, что введение платы за проезд не столько отражает заботу о состояние дорог или лоббирование чьих-либо бизнес-интересов, сколько непонимание реальной рыночной ситуации.

«Дело в том, что региональные дороги содержатся на балансе регионов, а последние получают финансирование на содержание дорог как из федерального бюджета напрямую, так и путем распределения акциза на топливо, который заложен в каждом литре. Акциз на дизельное топливо, на котором работает подавляющее число большегрузов, составляет 9188 руб./т (в переводе на литры около 7,8 руб./л). Если брать средний расход грузовика как 30 л на 100 км, то сумма акциза, которую грузовик заплатит, купив топливо, составляет 235 руб., что абсолютно сопоставимо с нынешней оплатой по системе «Платон» для проезда по федеральным трассам (2,35 руб./км). Часть полученного акциза идет и в федеральный бюджет, но правительство РФ постоянно увеличивает региональную «долю» (пример: 66,6% в 2020 г. и 74,9% в 2021 г.)», – подсчитывает эксперт.

Что кормит дорожный фонд?

Сбор акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных, инжекторных двигателей, производимых на территории России, – не единственный способ пополнения дорожных фондов в регионах, утверждает Алексей Тузов.

«В дорожные фонды также направляется часть средств от транспортного налога, денежных взысканий – штрафов и пени - за нарушения правил дорожного движения», – добавляет он.

Получается, у властей субъектов РФ и городов деньги на ремонт и содержание региональных и муниципальных дорог есть, и они, согласно действующему законодательству, самостоятельно расставляют приоритеты и определяют необходимый список работ. Например, в 2021 году бюджет дорожного фонда Краснодарского края составил 32,7 млрд руб., за счет чего ведутся ремонтные работы на 252 км дорог регионального значения и строительство объездных дорог.

Средства из федерального дорожного фонда могут выделяться в виде субсидий на реализацию социально значимых проектов, например, на реконструкцию участков федеральной автомобильной дороги М-56 на Дальнем Востоке.

Однако меч над электротранспортом уже занесен, и он уже находится под пристальным вниманием со стороны участников рынка. Совет Евразийской экономической комиссии на последнем заседании спорил о необходимости продления нулевой пошлины на ввоз электромобилей до 2024 года. И участники совещания на условиях анонимности признаются, что российская сторона в этом споре выступила с позицией «против». Отметим, все решения в ЕЭК принимаются только единогласно.

Причиной позиции российской стороны, вполне возможно, стала конкуренция за инвестиции, объясняют участники на условиях анонимности. Нулевая пошлина не способствует росту инвестиций в производство даже транспорта с низким углеродным следом и компонентов для них.

«На федеральном уровне законодательно транспортный налог для владельцев электромобилей не отменен, региональные власти имеют право отменить его полностью или частично. Например, девять субъектов РФ в 2021 году не взимают транспортный налог с владельцев электрокаров. В их числе Москве и МО, Санкт-Петербург, Калужская, Липецкая, Тюменская области», – резюмирует А. Тузов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  • Перевозки скоропортящихся грузов: проблемы есть. Есть ли решения?
    Как сегодня гарантировать безопасность перевозки скоропорта, обсуждали отраслевые эксперты и непосредственные участники перевозочного процесса в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки скоропортящихся грузов в новых условиях», организованного журналом «РЖД-Партнер». Подробнее - в нашем специальном проекте.
  • Сибирь на передовой трансформации логистики
    Санкции развернули товарооборот на восток. Одним из крупнейших хабов, через который грузы распределяются в различных направлениях различными видами перевозок, стала Сибирь. О проблемах, вызовах, победах и планах в области транспорта, логистики и инфраструктуры – в нашем специальном проекте.
  • Нефтяной разворот
    Санкции изменили структуру перевозок нефтепродуктов. Российская логистика развернулась из Европы в Азию, на Ближний Восток и в Африку. Как это отразилось на экспорте нефтеналивных грузов и чего ждать дальше? Все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Своими мнениями в рамках делового семинара «Грузовая панорама. Перевозки нефтепродуктов в условиях санкций» с нами поделились отраслевые эксперты и непосредственные участники процесса перевозок. Подробности - в нашем специальном проекте по ссылке.
  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions