+7 (812) 418-34-95 Санкт-Петербург       +7 (495) 984-54-41 Москва
09.11.2021 16:31:37
Авто / Комментарии
РЖД-Партнер

Электротранспорт под ударом: как зеленая экономика меняет расклад на рынке грузоперевозок

О вреде экотранспорта говорят на самом высоком уровне: из-за электрокаров могут возникнуть перебои с наполнением дорожных фондов. В связи с этим президент России Владимир Путин поручил правительству доработать план реализации транспортной стратегии РФ до 2030 года. А в Совете ЕЭК в конце октября спорили о необходимости сохранения нулевой пошлины на ввоз электрокаров. Есть мнение, что она сказывается и на размере инвестиций в транспорт с низким углеродным следом.
Экотранспорт, который разрушит дороги

Транспорт, работающий на альтернативном топливе, оказывается, влияет на состояние дорог. Об этом говорят несколько экспертов, опрошенные РЖД-Партнером, но они сходятся во мнении, что это влияние – весьма опосредованное. Владельцы электрокаров (будь это общественный транспорт или автомобиль для перевозки грузов) вместо бензина и дизельного топлива используют электричество, водород, газ. А между тем в цене традиционного топлива заложен акциз, которого нет ни в одном из альтернативных видов топлива, констатирует независимый эксперт транспортной отрасли Алексей Тузов.

«Акциз – основной источник дохода дорожных фондов и расходуется на ремонт и содержание проезжих частей, сопутствующих объектов инфраструктуры», – добавляет эксперт.

Чтобы компенсировать потери дорожников из-за перехода на экотранспорт, в Российском союзе промышленников и предпринимателей предложили расширить сборы системы «Платон»: грузоперевозчики в будущем должны будут оплачивать проезд не только по федеральным дорогам, но и по региональным. Участники рынка к предложению РСПП отнеслись по-разному. Одни называют его своевременным и даже необходимым, отвечающим стратегии Минтранса (он предложил сделать платными все российские дороги: к 2025 г. – региональные трассы, к 2035 г. – федеральные). Но часть экспертов считают предложение популистским. В числе последних – директор транспортной компании «ШЕРЛ» Максим Прусаков. Он рассказал РЖД-Партнеру, что введение платы за проезд не столько отражает заботу о состояние дорог или лоббирование чьих-либо бизнес-интересов, сколько непонимание реальной рыночной ситуации.

«Дело в том, что региональные дороги содержатся на балансе регионов, а последние получают финансирование на содержание дорог как из федерального бюджета напрямую, так и путем распределения акциза на топливо, который заложен в каждом литре. Акциз на дизельное топливо, на котором работает подавляющее число большегрузов, составляет 9188 руб./т (в переводе на литры около 7,8 руб./л). Если брать средний расход грузовика как 30 л на 100 км, то сумма акциза, которую грузовик заплатит, купив топливо, составляет 235 руб., что абсолютно сопоставимо с нынешней оплатой по системе «Платон» для проезда по федеральным трассам (2,35 руб./км). Часть полученного акциза идет и в федеральный бюджет, но правительство РФ постоянно увеличивает региональную «долю» (пример: 66,6% в 2020 г. и 74,9% в 2021 г.)», – подсчитывает эксперт.

Что кормит дорожный фонд?

Сбор акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных, инжекторных двигателей, производимых на территории России, – не единственный способ пополнения дорожных фондов в регионах, утверждает Алексей Тузов.

«В дорожные фонды также направляется часть средств от транспортного налога, денежных взысканий – штрафов и пени - за нарушения правил дорожного движения», – добавляет он.

Получается, у властей субъектов РФ и городов деньги на ремонт и содержание региональных и муниципальных дорог есть, и они, согласно действующему законодательству, самостоятельно расставляют приоритеты и определяют необходимый список работ. Например, в 2021 году бюджет дорожного фонда Краснодарского края составил 32,7 млрд руб., за счет чего ведутся ремонтные работы на 252 км дорог регионального значения и строительство объездных дорог.

Средства из федерального дорожного фонда могут выделяться в виде субсидий на реализацию социально значимых проектов, например, на реконструкцию участков федеральной автомобильной дороги М-56 на Дальнем Востоке.

Однако меч над электротранспортом уже занесен, и он уже находится под пристальным вниманием со стороны участников рынка. Совет Евразийской экономической комиссии на последнем заседании спорил о необходимости продления нулевой пошлины на ввоз электромобилей до 2024 года. И участники совещания на условиях анонимности признаются, что российская сторона в этом споре выступила с позицией «против». Отметим, все решения в ЕЭК принимаются только единогласно.

Причиной позиции российской стороны, вполне возможно, стала конкуренция за инвестиции, объясняют участники на условиях анонимности. Нулевая пошлина не способствует росту инвестиций в производство даже транспорта с низким углеродным следом и компонентов для них.

«На федеральном уровне законодательно транспортный налог для владельцев электромобилей не отменен, региональные власти имеют право отменить его полностью или частично. Например, девять субъектов РФ в 2021 году не взимают транспортный налог с владельцев электрокаров. В их числе Москве и МО, Санкт-Петербург, Калужская, Липецкая, Тюменская области», – резюмирует А. Тузов.
Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.


Чтобы оставить свой отзыв, Вам необходимо авторизоваться


ГОРЯЧИЕ ТЕМЫ



Читайте также

  1. На российском транспортном рынке активно продвигается китайская продукция. Являются ли поставки из КНР вариантом для снижения дефицита контейнеров и запчастей к вагонам?

Выставка Конгресс Конференция Круглый стол Премия Саммит Семинар Форум Дискуссионный клуб
Индекс цитирования Рейтинг@Mail.ru

Copyright © 2002-2024 Учредитель ООО «Редакция журнала «РЖД-Партнер»

Информационное агентство «РЖД-Партнер.РУ»

Главный редактор Ретюнин А.С.

адрес электронной почты rzdp@rzd-partner.ru  телефон редакции +7 (812) 418-34-92; +7 (812) 418-34-90

Политика конфиденциальности

При цитировании информации гиперссылка на ИА РЖД-Партнер.ру обязательна.

Использование материалов ИА РЖД-Партнер.ру в коммерческих целях без письменного разрешения агентства не допускается.

Свидетельство о регистрации СМИ ИА № ФС77-22819 от 11 января 2006 г., выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия.

Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА РЖД-Партнер.ру

Разработка сайта - iMedia Solutions